Вопросы о снижении трудовых затрат на техническое обслуживание (ТО) автотракторной техники являются актуальными, так как в условиях рыночной экономики они имеют прямое отношение к повышению конкурентоспособности указанной техники.
Данный фактор, как и надежность, оказывает существенное влияние на работоспособность автомобилей и тракторов, а также на себестоимость перевозок грузов автомобилями и выполнения работ тракторами [1].
Что касается автомобилей, то в ряде исследований приводятся данные о распределении статей затрат в себестоимость перевозки грузов, а также о затратах на ТО и текущий ремонт, из которых следует, что рассматриваемые затраты являются основными и составляют 22–23 % от общих затрат на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии [2].
Учитывая данное обстоятельство, в мировом автомобилестроении активно ведутся исследования, направленные на снижение трудоемкости ТО.
Существует несколько принципиальных подходов при решении данной проблемы.
Один из них касается аспектов организации ТО автомобилей. В то время как в Российской Федерации до сих пор распространена система технического обслуживания (ТО–1/ТО–2), ряд зарубежных фирм вводит для своей продукции систему периодического ТО, приуроченную к замене картерного масла в двигателе. Данный вид ТО имеет нумерацию ТО1, ТО2, … ТОn, где n — номер ТО перед списанием или отправкой автомобиля на капитальный ремонт.
Соответственно, чтобы перейти к данной системе, нужно понимать степень влияния моторного масла на работоспособность двигателя и сопутствующих систем.
Основной технической задачей, которая ставится при производстве любого моторного масла, является снижение трения движущихся деталей в период работы двигателя. Рассматривая идеальные условия, можно составить понятия о желаемых свойствах масла: при его высокой долговечности и постоянности свойств в широком диапазоне температур сила трения в соединениях должна быть минимальной.
Необходимо учитывать, что в процессе работы двигателя неизбежны изменения физико-химических показателей, при которых одновременно будет изменяться состояние двигателя. Исследования взаимосвязи состояния масла и состояния двигателя ставят проблему выявления оптимальных показателей качества масла и циклов работы двигателя. И если для улучшения эффективности работы следует обратить внимание на процессы, происходящие внутри двигателя, то для повышения надежности и ресурса необходимо вести работы над повышением химических свойств масла.