Дата поступления рукописи в редакцию: 04.05.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 10.05.2023.
После холодной войны Латинская Америка и Карибский бассейн приобрели особую значимость в мировом экономическом сообществе. Динамизм культур региона, его колоссальный сельскохозяйственный потенциал и огромные запасы энергоресурсов способствовали укреплению мировых позиций этого региона. На этом фоне крупные страны Латинской Америки настроились на ускорение региональной интеграции, поскольку мировой опыт показал, что интеграция является одним из лучших способов ускорения темпов роста конкурентоспособности и процветания регионов [1].
Такое стремление привело к созданию Южного общего рынка более известен как МЕРКОСУР. Данная группировка является экономическим и политическим блоком, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (членство приостановлено с 1 января 2016 г. в связи с «разрывом демократического порядка»). Созданный в период, когда давние соперники Аргентина и Бразилия стремились стабилизировать отношения, блок вначале добился определенных успехов, в том числе десятикратного увеличения торговли внутри группы в 1990-х гг. [2]. К сожалению, в настоящее время блок сталкивается с серьезными проблемами, препятствующими углублению экономической интеграции.
Возможно, наиболее важным фактором, отрицательно воздействующим на интеграцию внутри блока, является экономический национализм, подразумевающий первенство национальных интересов, защиту национальной экономической автономии и более высокий уровень защиты национального рынка. Хоть страны и утверждают, что МЕРКОСУР является таможенным союзом, есть множество фактов, подтверждающих противоположное мнение. Таможенный союз предполагает создание единого таможенного пространства (единый таможенный тариф, единые правила и процедуры и т. д.), однако в рамках МЕРКОСУР все еще есть ряд исключений. К примеру, странам МЕРКОСУР разрешено временно вводить исключения из Единого внешнего тарифа, а тарифы на сахар и автомобильные средства («особые сектора») все еще применяются во внутригрупповой торговли. Не менее важная проблема— нетарифные меры, такие как антидемпинговые меры, технические, санитарные и фитосанитарные стандарты и др. [4]. Страны МЕРКОСУР до сих пор используют их в качестве скрытого инструмента защиту национального рынка. Отсутствие прогресса в выявлении и снятии нетарифных ограничений было одной из самых неудовлетворительных областей деятельности МЕРКОСУР в области регулирования, что объясняет низкий уровень интеграции.