По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 006

Мера компетентности для специалиста по охране труда

Тимофеева С. С. д-р техн. наук, профессор, ИрГТУ, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83

Рассмотрены современные подходы к формированию профессиональных стандартов в сфере охраны труда. Исследованы новый институт профессиональных стандартов, создаваемых в России, и нормативно-правовая база для их внедрения. Описана профессиональная квалификация работников с позиций компетентностного подхода. Представлены квалификационные требования к работникам службы охраны труда, прописанные в действующем профессиональном стандарте. Приводятся результаты исследований состояния охраны труда на предприятиях.

Литература:

1. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. — М.: РИО ТК им. А. Н. Коняева, 2009. — 115 с.

2. Российское профессиональное образование в контексте международных индикаторов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://prof-standart.ord (дата обращения: 15.02.2013).

3. Приоритеты развития профессионального образования в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://prof-standart.ord (дата обращения: 15.02.2013).

Современная модернизация производства требует модернизации образования и подготовки специалистов, обладающих определенными компетенциями. Уже сегодня многие ведущие компании и государственные ведомства формулируют свои требования к персоналу на языке компетенций. В соответствии ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению», являющегося аналогом международного стандарта ИСО, установлено, что «организация должна:

• определить необходимый уровень компетентности;

• оценить текущую компетентность персонала;

• разработать планы обучения для сокращения различий между требуемым и существующим уровнями компетентности».

Под компетентностью понимают единство знаний, профессионального опыта, личных способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.

Под профессиональной квалификацией понимается степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы.

Компетентность/компетенцию, как и квалификацию работников, можно рассматривать с позиций чисто профессиональных требований, связанных с необходимыми затратами физических усилий или умственного труда, с профессиональными знаниями, общей образованностью и сообразительностью, со специальными навыками и предшествующим опытом работы, с личной дисциплинированностью и ответственностью.

В настоящее время в литературе описан ряд определений термина «компетенция» исходя из двух принципиально противоположных подходов. С одной стороны, американский подход, который рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Сотрудник должен демонстрировать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе. Британский подход рассматривает компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. В британской трактовке компетенция — это способность работника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации. Именно британский подход принят в большинстве стран Евросоюза. Таким образом, европейский подход сосредоточен на определении стандарта-минимума, который должен быть достигнут сотрудником, а американская модель определяет, что должен делать работник, чтобы добиться наивысшей эффективности.

Для Цитирования:
Тимофеева С. С., Мера компетентности для специалиста по охране труда. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: