Современная модернизация производства требует модернизации образования и подготовки специалистов, обладающих определенными компетенциями. Уже сегодня многие ведущие компании и государственные ведомства формулируют свои требования к персоналу на языке компетенций. В соответствии ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению», являющегося аналогом международного стандарта ИСО, установлено, что «организация должна:
• определить необходимый уровень компетентности;
• оценить текущую компетентность персонала;
• разработать планы обучения для сокращения различий между требуемым и существующим уровнями компетентности».
Под компетентностью понимают единство знаний, профессионального опыта, личных способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.
Под профессиональной квалификацией понимается степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы.
Компетентность/компетенцию, как и квалификацию работников, можно рассматривать с позиций чисто профессиональных требований, связанных с необходимыми затратами физических усилий или умственного труда, с профессиональными знаниями, общей образованностью и сообразительностью, со специальными навыками и предшествующим опытом работы, с личной дисциплинированностью и ответственностью.
В настоящее время в литературе описан ряд определений термина «компетенция» исходя из двух принципиально противоположных подходов. С одной стороны, американский подход, который рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Сотрудник должен демонстрировать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе. Британский подход рассматривает компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. В британской трактовке компетенция — это способность работника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации. Именно британский подход принят в большинстве стран Евросоюза. Таким образом, европейский подход сосредоточен на определении стандарта-минимума, который должен быть достигнут сотрудником, а американская модель определяет, что должен делать работник, чтобы добиться наивысшей эффективности.