По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Меняем учетную политику основных средств в секторе государственного управления

Качкова О.Е. канд. экон. наук, доцент, заместитель руководителя Департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15 E-mail: olga-kachkova@yandex.ru

В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства каждое бюджетное учреждение обязано организовать грамотное ведение учета основных средств. Без такого внутреннего нормативного документа, как учетная политика учреждения, это сделать невозможно. Ведь именно в учетной политике бюджетное учреждение закрепляет используемую им совокупность способов ведения бухгалтерского учета по всем объектам учета, в том числе и по такому виду имущества, как основные средства. С 1 января 2018 года в секторе государственного управления вступает в силу новый федеральный стандарт «Основные средства» (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257 н), который предоставляет учреждениям определенную свободу. В связи с этим некоторые моменты бухгалтерского учета основных средств должны стать элементом учетной политики.

Литература:

Библиографический список

1. Алейникова М. Ю. Новые правила учета основных средств: федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства» / М. Ю. Алейникова // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 3. — С. 59–63.

2. Демина И. Д. Экономические выгоды от использования основных средств в бюджетных учреждениях / И. Д. Демина, Е. Н. Домбровская // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2015. — № 1–2. — С. 22–25.

3. Домбровская Е. Н. Вопросы учета особо ценного имущества / Е. Н. Домбровская // Бухучет в здравоохранении. — 2017. — № 5–6. — С. 14–16.

4. Домбровская Е. Н. Учет оргтехники: приобретение, содержание, ремонт, списание / Е. Н. Домбровская // Бухучет в здравоохранении. — 2016. — № 2. — С. 15–21.

5. Качкова О. Е. Реформирование бухгалтерского учета в секторе государственного управления: новации и проблемы / О. Е. Качкова // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2014. — № 3 (27). — С. 207–212.

6. Кришталева Т. И. Учетная политика — основа формирования качественной информации в бухгалтерском учете / Т. И. Кришталева // Реформирование учета и права в современной России. — М., 2016. — С. 6–15.

7. Кришталева Т. И. Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: краткий обзор / Т. И. Кришталева // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 3. — С. 8–16.

8. Овсийчук М. Ф. Основные направления совершенствования учета основных средств и амортизации в организациях различных организационно-правовых форм / М. Ф. Овсийчук, И. Д. Демина // Все для бухгалтера. — 2010. — № 3. — С. 5–8.

При формировании раздела учетной политики на 2018 год в части учета основных средств в первую очередь бюджетным учреждениям следует привести критерии отнесения имущества в состав указанных нефинансовых активов. Напомним читателям, что в настоящее время основным нормативным документом, в соответствии с которым бюджетные учреждения ведут учет основных средств, выступает инструкция № 157н. Начиная с 1 января 2018 года основным нормативным документом по учету основных средств является федеральный стандарт бухгалтерского учета организаций государственного сектора (далее — ФСБУ ОГС) «Основные средства». Он утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н и зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 № 46518. Новый стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации об основных средствах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с указанными нормативными документами условия признания объекта в качестве основного средства в секторе государственного управления меняются, что необходимо зафиксировать в учетной политике (табл. 1).

До 1 января 2018 года
Инструкция № 157н (п. 38)
С 1 января 2018 года
ФСБУ ОГС «Основные средства» (п. 7, 8)
1. Материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев1. Материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев
2. Предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд бюджетного учреждения2. Предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий, осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд бюджетного учреждения
3. Находятся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг)3. Находятся в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования
4. Прогнозируется от использования основных средств получение экономических выгод или полезного потенциала
5. Первоначальную стоимость можно надежно оценить

Обратите внимание! Объекты основных средств, не приносящие бюджетному учреждению экономических выгод, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах (п. 8 ФСБУ ОГС «Основные средства»). Значит, в учетной политике на 2018 год необходимо установить счета для учета за балансом таких основных средств.

Для Цитирования:
Качкова О.Е., Меняем учетную политику основных средств в секторе государственного управления. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: