По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.955.4

Ментальные эпидемии и «мозговые» вирусы в эпоху информационных войн

Ашманов Игорь Станиславович ООО «Ашманов и партнеры», Россия, 121357, Москва, Верейская ул., 29, стр. 134. E-mail: info@ashmanov.com

Автор обращается к теме информационной агрессии, ее форм и инструментов. Особое внимание уделено явлению «мозгового» (ментального) вируса как средства воздействия на аудиторию. Сделан вывод, что все социальные потрясения в России за последние 30–35 лет являются следствием острого противостояния патриотических и глобалистских мировоззрений, концепций, риторик и взглядов. Ключевые слова: ментальная эпидемия, «мозговой» (ментальный) вирус, информационная война, фейк, расчеловечивание, социальная психология.

Статья поступила 20.01.2019 г.

Как-то я в очередной раз употребил словосочетание «мозговой вирус» (естественно, в разговоре об Украине), и мой собеседник вдруг спросил: это ты просто такую метафору употребляешь или подразумеваешь, что есть какое-то реальное явление, которое можно так называть? Я задумался и понял, что надо разъяснить мою мысль про ментальный вирус, а значит, и написать статью.

Вот что я ему ответил.

Во-первых, понятие «мозговые вирусы» можно использовать как модель, позволяющую описывать и понимать явления, которые мы наблюдаем на фронтах информационной войны. Происходящее на Украине, как и происходившее во время Арабской весны, первого Майдана-2004, во время Болотной-2012, Перестройки 1985—1991 очень похоже на эпидемию и довольно хорошо описывается именно моделью ментального заражения.

Собственно, само название «вирус», примененное, например, к компьютерным вирусам или «вирусным» рекламным роликам — это именно модель, но модель, достаточно хорошо работающая, обладающая разъясняющей и предсказательной силой. Да, аналогия неполная, компьютерный вирус — неживой, искусственный, его сделали люди с некой целью, но сама модель явления, описываемая словами «вирус, контакт, заражение, эпидемия, антивирус, лечение», — вполне рабочая.

А во-вторых, лично я считаю, что, как и в случае с биологическими и компьютерными вирусами, существует и реальное явление «ментальный вирус», представляющее собой внедряемую в умы самостоятельную ментальную сущность, обладающую средствами распространения, внедрения, контроля, защиты от антивируса, дальнейшего размножения и т.п. Эта сущность, как и компьютерные вирусы, — искусственного происхождения. Она в основном текстовая, но бывает, естественно, и в формате видео, картинки, комикса, песни и т.п. Про нее я и хочу поговорить. Мысли у меня довольно очевидные, они сводятся к тому, что феномен ментальных вирусов пора назвать и осмыслить.

Почему вообще возникает аналогия с вирусом и эпидемией? Тому есть несколько причин. Всякий, кто помнит лихорадку «разоблачений» и «наступление гласности» при Перестройке, кто смотрел заседания Верховного Совета СССР, кто читал украинские, да и российские СМИ и блоги во время украинского Майдана-2013/14, кто сейчас общается с украинскими друзьями или родственниками, может легко заметить несколько чрезвычайно специфических признаков, особенностей эпидемии и поведения зараженных, резко отличающих ментальное поле мозговой эпидемии от других тем, занимающих общество, например бурных обсуждений Олимпиады, Чемпионата мира по футболу, Челябинского метеорита и т.п.

Для Цитирования:
Ашманов Игорь Станиславович, Ментальные эпидемии и «мозговые» вирусы в эпоху информационных войн. Вопросы культурологии. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: