Железнодорожный транспорт в Российской Федерации в целом – крупнейшая из сложных техникотехнологических систем, требующая ответственного исполнительского звена его функционирования с несколькими уровнями оперативного и стратегического управления. Без знания и умения каждого из этих звеньев и уровней невозможна реализация перевозочного процесса. При этом коммерческая цель железнодорожного транспорта, направленная на достижение максимальной доходности от перевозок, значительно ограничивается требованиями различных видов безопасности (труда персонала, движения поездов, транспортной, промышленной безопасности объектов, экологической безопасности и др.). Практически каждый вид исполнительской деятельности осуществляется по параметрам ограничений (скоростей движения, норм текущего содержания, продолжительности функционирования, весовых норм, норм длины, числу применяемых средств и т.п.).
Исходя из этого, можно даже утверждать, что управление на транспорте – это прежде всего управление его безопасностью, а повышение эффективности работы транспорта – это внедрение мер, позволяющих изменить, «передвинуть» факторы безопасности, ограничивающие деятельность транспорта, в пользу повышения скоростей движения или снятия других ограничений. Поэтому знание всего многообразия факторов безопасности (и прежде всего – безопасности движения), управление процессом передачи, контролем приобретения и использования этих знаний играют важнейшую роль в развитии транспорта.
Вошедшие в обращение несколько лет тому назад понятия «менеджмент знаний», «система менеджмента знаний» были связаны с изменениями в экономике и бизнесе [1]. Для поддержки внедрения систем менеджмента знаний (СМЗ) в практику управления российскими предприятиями были разработаны и введены в действие ряд национальных стандартов серии «Менеджмент знаний» [2–6].
Однако, судя по отсутствию соответствующих публикаций, российские компании не спешат рапортовать об успехах в развитии и создании СМЗ и тем более о достигнутой их эффективности. При этом в публикациях рассматриваются, как правило, отдельные составляющие этой системы, без комплексного учета ее целей и задач.