По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08; 658.3

Менеджмент знаний в области безопасности

В. М. Рудановский канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, АО «ВНИИЖТ», научный центр «Путевая инфраструктура и взаимодействие колесо – рельс» (ЦПРК), 129626, г. Москва, 3-я Мытищинская ул., д. 10

Приведенные в статье подходы и постановки задач отражают некоторые положения, лежащие в основе предложений для разработки и формирования системы менеджмента знаний (СМЗ) для обеспечения безопасности и надежности перевозочного процесса в ОАО «Российские железные дороги». Рассматриваются целесообразность разработки Стратегии создания СМЗ в ОАО «РЖД» и технология проверки знаний для обеспечения уверенности руководителей структурных подразделений в готовности вверенного им персонала выполнять возложенные на них задачи в области безопасности.

Литература:

1. Моргунова Н.В., Шумилина М.А. Менеджмент знаний: учеб. пособие. – Владим. гос. ун-т им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. – 87 с.

2. ГОСТ Р 53894-2016 Менеджмент знаний. Термины и определения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fi les.stroyinf.ru/Index/63/63552.htm (дата обращения: 8.01.2018).

3. ГОСТ Р 54146-2010 Менеджмент знаний. Руководство для малых и средних предприятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fi les.stroyinf.ru/Index/56/56975.htm (дата обращения: 8.01.2018).

4. ГОСТ Р 54875-2011 Менеджмент знаний. Руководство по устоявшейся практике внедрения системы менеджмента знаний [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://fi les.stroyinf.ru/Index/56/56992. htm (дата обращения: 8.01.2018).

5. ГОСТ Р 54876-2011 Менеджмент знаний. Руководство по обеспечению взаимосвязи менеджмента знаний с культурой организации и другими организационными процессами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://meganorm.ru/Index2/1/4293793/4293793494.htm (дата обращения: 8.01.2018).

6. ГОСТ Р 57127-2016 / PAS 2001:2001 Менеджмент знаний. Руководство по наилучшей практике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200140433 (дата обращения: 8.01.2018).

7. Кудрявцев Д.В. Структура системы управления знаниями // Управление знаниями и технологии семантического веба – 2010: сборник трудов конференции. – СПб.: СпбГУ ИТМО, 2010. – С. 68–77.

8. Рудановский В.М. Стратегический подход к  обеспечению безопасности и  надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД» // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. – 2017. – № 5. – С. 10–20.

9. Рудановский В.М. Культура безопасности на железнодорожном транспорте // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. – 2016. – № 4. – С. 6–17.

10. Управление знаниями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/1454606-pall. html (дата обращения: 9.01.2018).

11. Гаврилова Т.А. Онтологический подход к управлению знаниями при разработке корпоративных систем автоматизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bigc.ru/theory/km/ontol_podhod_ to_uz.php (дата обращения: 9.01.2018).

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации в целом – крупнейшая из сложных техникотехнологических систем, требующая ответственного исполнительского звена его функционирования с несколькими уровнями оперативного и стратегического управления. Без знания и умения каждого из этих звеньев и уровней невозможна реализация перевозочного процесса. При этом коммерческая цель железнодорожного транспорта, направленная на достижение максимальной доходности от перевозок, значительно ограничивается требованиями различных видов безопасности (труда персонала, движения поездов, транспортной, промышленной безопасности объектов, экологической безопасности и др.). Практически каждый вид исполнительской деятельности осуществляется по параметрам ограничений (скоростей движения, норм текущего содержания, продолжительности функционирования, весовых норм, норм длины, числу применяемых средств и т.п.).

Исходя из этого, можно даже утверждать, что управление на транспорте – это прежде всего управление его безопасностью, а повышение эффективности работы транспорта – это внедрение мер, позволяющих изменить, «передвинуть» факторы безопасности, ограничивающие деятельность транспорта, в пользу повышения скоростей движения или снятия других ограничений. Поэтому знание всего многообразия факторов безопасности (и прежде всего – безопасности движения), управление процессом передачи, контролем приобретения и использования этих знаний играют важнейшую роль в развитии транспорта.

Вошедшие в обращение несколько лет тому назад понятия «менеджмент знаний», «система менеджмента знаний» были связаны с изменениями в экономике и бизнесе [1]. Для поддержки внедрения систем менеджмента знаний (СМЗ) в практику управления российскими предприятиями были разработаны и введены в действие ряд национальных стандартов серии «Менеджмент знаний» [2–6].

Однако, судя по отсутствию соответствующих публикаций, российские компании не спешат рапортовать об успехах в развитии и создании СМЗ и тем более о достигнутой их эффективности. При этом в публикациях рассматриваются, как правило, отдельные составляющие этой системы, без комплексного учета ее целей и задач.

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Менеджмент знаний в области безопасности. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: