Вопрос организации лизингового бизнеса, как известно, зависит от правильно сформированной руководителем лизинговой компании организационной структуры и организационных форм управления лизингом. Данный вопрос является актуальным ввиду того, что правильное формирование структуры компании в соответствии с целями деятельности и стратегическими задачами компании является одним из основных факторов конкурентоспособности лизинговой компании.
Лизинговая компания как представитель юридического лица, обладающего правом на осуществление коммерческой деятельности, начинает свою деятельность так же, как и другие представители юридических лиц, а именно с момента государственной регистрации в органах налоговой и регистрационной службы.
Учредителями лизинговых компаний, согласно п. 2 ст. 5 Закона о финансовой аренде (лизинге), могут быть юридические лица и (или) физические лица. Следовательно, лизинговые компании в соответствии с ГК РФ и Законом о финансовой аренде (лизинге) могут иметь различные организационно-правовые формы.
Поэтому можно сказать, что любая компания, занимающаяся коммерческой деятельностью и сдающая свое имущество в финансовую или иную аренду, может называться лизинговой, тем более что для этого ей не нужно получать лицензию.
В зависимости от конкретных условий лизинговые компании можно различать по двум принципам, первым из которых предусмотрено разделение лизинговых компаний на шесть групп в зависимости от их учредителей: банков (российских и зарубежных), производственных структур (предприятий, финансово-промышленных групп, непосредственно производящих объект лизинга), государственных органов управления, страховых компаний, физических лиц и иных учредителей.
Согласно второму принципу предусмотрено разделение лизинговых компаний на специализированные и универсальные.
Из анализа рынка лизинговых компаний России можно сказать, что большинство из них создано при участии крупных банковских, страховых или производственных холдингов, однако в их числе превалируют компании, созданные крупными банками. Распространение такой практики обусловлено существованием некой закономерности, т.е. необходимостью лизинговых компаний быть рядом с крупными финансовыми и инвестиционными холдингами либо находиться «под их крылом». Это и понятно: лизинг по своей сути — финансовая услуга, разумная альтернатива кредиту, и это к тому же более удобный вариант создания лизинговой компании, тем более что сразу разрешается и основная проблема лизинговых компаний — упрощается путь к финансовым ресурсам. В данном случае применяются две формы участия банков в лизинговом бизнесе: