По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Менеджериальный подход в образовании: экспертократия вместо социального государства?

Федорченко Сергей Николаевич кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» Россия, 105005, Москва, ул. Радио, д. 10а., E-mail: priemka@mgou.ru

Автор проанализировал не только преимущества, но и потенциальные риски менеджериальной парадигмы развития современного образования. Сделан вывод о появлении тенденции постепенной замены социального государства на экспертократию.

Литература:

1. Алексеев Р.А. Традиционные и инновационные технологии преподавания права // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Юриспруденция». — 2011. — № 1.

2. Анкерсмит Ф. Политическая репрезентация. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.

3. Багдасарян В.Э. Риски и угрозы сервисизации России в рамках идеологемы постиндустриализма // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». — 2013. — № 2.

4. Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.

5. Иванова Г.Н. Менеджмент качества в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 9.

6. Игнатьева Е. О менеджменте знаний и неявном знании в образовании // Высшее образование в России. — 2006. — № 12.

7. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.

8. Крюков Д.Ю. Система менеджмента качества образования: понятие, актуальность, основные модели и мировые тенденции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. — 2009. — Вып. 2. — Ч. I.

9. Михайлова О.В. Сети в политике и государственном управлении: Монография. — М.: ИД КДУ, 2013.

10. Муратов В.С., Морозова Е.А. Возможные процессы системы менеджмента качества высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 5.

11. Общественное мнение — 2012. — М.: Левада-Центр, 2012.

12. Огье М., Тис Дж. Д. Научные исследования, публикации и образование в области менеджмента // Российский журнал менеджмента. — 2004. — № 4.

13. Родингс Б. Университет в руинах. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2010.

14. Федорченко Л.В. Спичрайтинг как форма политического консалтинга в современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». — 2012. — № 2.

15. Федорченко С.Н. Искусство политического менеджмента. — М.: ИИУ МГОУ, 2013.

16. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector. — M.A.: AddisonWesley, 1992.

17. Wilson W. The Study of Administration // Political Science Quarterly. — 1941. — Vol. 56.

Система образования всецело зависит от тех экономических и социально-политических процессов, которые являются определяющими на современном этапе. В настоящее время особо актуальной темой является привнесение принципов менеджериального подхода в саму образовательную сферу. Активно этот процесс начал проходить именно в странах с западно-либеральным типом демократического устройства.

Откуда же взялась своеобразная «мода» на менеджмент в образовательной системе? Больше 100 лет назад в США в силу запросов социума стали появляться так называемые школы бизнеса. Одними из первых были Школа Уортона Пенсильванского университета и Школа бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета в г. Беркли (раньше — Колледж коммерции). Они ориентировались на обучение менеджменту руководства американской железнодорожной сети и изначально не воспринимались в качестве серьезных участников научной жизни страны. Эти школы делали упор не на теоретическое обобщение, а на бизнес-кейсы и соответствующее обучение на их основе.

Позже пробелы в фундаментальных исследованиях менеджмента были осознаны американскими учеными. Менеджериальный подход в образовании стал более серьезно изучаться в Университете Карнеги–Меллона в пенсильванском Питтсбурге на базе Высшей школы промышленного администрирования. Здесь менеджмент стал междисциплинарной матрицей фундаментальных разработок в сегментах финансов, учета, микроэкономики, маркетинга, теории организации [12]. Позже российское образование стало связывать эту западную парадигму с инновационностью, хотя и этот подход, как будет показано позже, не лишен недостатков [1].

Наступление менеджмента в образовательной сфере коснулось не только активного развития программ MBA и появления новых методов обучения будущих специалистов, но и самой академической университетской культуры, системы управления образованием. Одним из первых на стремительную эволюцию самой идеи университета обратил свое довольно критическое внимание канадский исследователь Б. Родингс, выделяя процесс ее трансформации от концепта разума (Кант) через идею культуры (немецкие идеалисты) до сегодняшнего менеджериального постулата качества [13].

Для Цитирования:
Федорченко Сергей Николаевич, Менеджериальный подход в образовании: экспертократия вместо социального государства?. Ученый совет. 2015;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: