По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Менеджер или руководитель проекта в культуре: структура квалификации

Рябов Сергей Викторович директор Информационно-методического центра поддержки детского творчества, заместитель генерального директора Детского благотворительного фонда «Арт-фестиваль — Роза ветров», кандидат педагогических наук, доцент Россия, 111123, г. Москва, Электродный проезд, д. 6, E-mail: sryabov1@yandex.ru

Современная практика управления в социальнокультурной сфере обусловила широкое распространение таких понятий, как менеджер и менеджмент, пришедших на смену руководителю и управлению. В профессиональном сообществе специалистов культуры развернулся широкий диспут о сущностях характеристик данных понятий, породив множество определений и научных подходов. В статье рассматриваются понятия «менеджер» и «руководитель проекта», представляются их семантика и практика употребления в профессиональном сообществе.

Литература:

1. Гусев А.К. Наука как инновационный потенциал малого бизнеса // Ученый совет. — 2015. — № 1–2. — С. 40–47.

2. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. — М.: Владос, 1996. — 416 с.

Технологии управления занимают особое место при подготовке специалистов в сфере культуры. Как правило, учебные пособия ограничиваются освещением механизмов, процедур и методик построения действий выполнения социально-культурных проектов. Вопросы экономики, контроля или логистики оставляют для рассмотрения другими курсами. Не говоря уже о таких глобальных дисциплинах, как «Маркетинг», «Психология», «Документооборот» и многое другое.

Безусловно, профессионально владеть всеми направлениями невозможно! Но руководитель не обязан владеть специфическими законами всех сфер жизнедеятельности человека. Главной задачей руководителя является организация взаимодействия специалистов разного профиля для достижения максимального эффекта от проекта. Для этого достаточно владеть основами проектирования, планирования, контроля и документооборота.

В современной сфере управления культурой существуют на равных такие понятия, как «менеджер»/«менеджмент» и «руководитель»/«управление». Рассмотрим варианты определения данных терминов. Чаще всего «управление» представляется как целенаправленная деятельность человека, включающая в себя упорядочивающие меры, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе и в обществе. «Менеджмент» предполагает систему управления рыночной организацией, деятельность которой нацелена на получение выгоды или прибыли. Отталкиваясь от представленных вариантов, можно предположить, что понятие «менеджмент» является более узким в отличие от «управления». Данный вывод не является безусловным для представителей теоретических и практических сфер жизнедеятельности человека, использующих понятия «менеджер» и «руководитель». Каждому необходимо самостоятельно определиться с иерархией данных терминов. Нас интересует другой аспект.

«Менеджмент» нацелен на увеличение финансовой или материальной составляющей любого проекта посредством удовлетворения рыночных потребностей. Данное отличие «менеджмента» от «управления» лежит в основе негативного к нему отношения в сфере культуры, где «рыночные» приемы не относятся к разряду «культурных». Кроме того, само слово «менеджер» пришло к нам одновременно с рыночными отношениями после отказа от социалистических принципов распределения.

Для Цитирования:
Рябов Сергей Викторович, Менеджер или руководитель проекта в культуре: структура квалификации. Ученый совет. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: