По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Мемы в PR: откуда берутся и с чем их есть?

Ольга Бобрус директор департамента консалтинга и коммуникационных исследований PR News, г. Москва
Наталия Крупенина заместитель директора по связям с общественностью, руководитель направления внешних исследований «Яндекса», г. Москва

Культурные репликаторы с юмористическим оттенком под известным названием «мемы» давно и прочно обосновались в нашей жизни, широко шагая и по медиапространству. Как они выглядели вчера, во что трансформировались сегодня и возможно ли предсказать, чем они станут завтра в PR-индустрии.

Креативные идеи, говорящие символы и образы, которые у всех на слуху — не что иное, как мемы. Они могут быть представлены в совершенно различных формах — текст, изображение, видео — и очень активно распространяются по Сети. Конечно, и само это явление, и возможность влияния на него очень важны для всех специалистов по коммуникациям.

Впервые этот термин и сама концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Его идея заключается в том, что вся культурная информация состоит из ба зовых единиц — мемов. Проведя аналогию с биологическими генами, Докинз утверждал, что мемы также подвержены естественному отбору в своей среде, мутации и искусственной селекции.

Со времени своего появления понятие «мем» постоянно видоизменялось, обрастая новыми определениями. Среди них есть самые разные — от «коллективное бессознательное в момент обретения словесной формы» до «смысловой код поколения активных пользователей интернета». Подбирая более четкое определение, можно сказать, что мем — это единица массовой коммуникации, полученная в результате коллективного творчества и требующая минимального количества усилий для интерпретации.

Мемы обладают уникальной способностью прочно фиксироваться памятью и переноситься наверх ассоциативного ряда — выгодное свойство для PR-индустрии. Однако существует устойчивое экспертное мнение, что невозможно ни предсказать, что станет мемом, ни каким-то образом повлиять на его развитие.

Чтобы проверить это утверждение, мы провели небольшое экспериментальное исследование жизненного цикла мема в пространстве традиционных и социальных медиа.

При формировании рабочих гипотез мы исходили из ряда характеристик мемов, необходимых для их изучения как медиаобъектов:

• приобретаемая спонтанно популярность;

• воспроизводимость (аналогично примерам из генетики, мемы для «размножения» копируют сами себя);

• высокая плодовитость (для успешного массового распространения мема достаточно по крайней мере одного носителя и благоприятных условий окружающей культурной среды);

Для Цитирования:
Ольга Бобрус, Наталия Крупенина, Мемы в PR: откуда берутся и с чем их есть?. Служба PR. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: