По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 009

Memory studies в развитии социогуманитарного знания. Часть 1. Становление мемориальной парадигмы

Пушкарёва Татьяна Витальевна ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», Россия, 129226, Москва, ул. В. Пика, 4, стр. 1 E-mail: ap-bib@yandex.ru
Шемякина Елена Михайловна ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Россия, 119882, Москва, ул. Малая Пироговская, 1, E-mail: simbaplus@mail.ru

Авторы статьи выделяют два основных этапа формирования современных memory studies; анализируют первый этап формирования понятийного аппарата memory studies с конца XIX по 80-е гг. XX в. на материале концепций психологии, социологии, истории. Делается вывод о доминирующем значении психологических теорий на первом этапе формирования понятийного аппарата междисциплинарного направления современной гуманитаристики memory studies.

Литература:

1. Культурная память: Письмо. Память о прошлом и политическая Ассман Я. идентичность в высоких культурах древности. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 368 с.

2. Категория времени в буржуазной европейской философии Гайденко П.П. истории XX века // Философские проблемы исторической науки. — М.: Наука, 1969. — С. 225–263.

3. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М.: Акаде- Гидденс Э. мический проект, 2005. — 528 с.

4. Историческая эпистемология. — М.: «КАНОН+» РООИ «Реабили- Мегилл А. тация», 2007. — 480 с.

5. История Европы, рассказанная детям. — М.: Текст, 2010. — Ле Гофф Ж. 125 с.

6. Философские проблемы теории памяти. — М.: Высшая школа, Роговин М.С. 1966. — 168 с.

7. История России в зеркале памяти. Механизмы формиро- Святославский А.В. вания исторических образов. — М.: Древлехранилище, 2013. — 592 с.

8. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. — М. Ферро М. Высшая школа, 1992. — 354 с.

9. Социальные рамки памяти. — М.: Новое издательство, 2007. — Хальбвакс М. 348 с.

Статья поступила 08.04.2015 г.

«Memory studies» — междисциплинарное направление современной гуманитаристики, возникшее в 1980-х гг. XX в. на стыке целого ряда гуманитарных наук: общей и социальной психологии, социальной философии, истории, политологии, семиотики, исторической психологии, исторической социологии, социологии времени — направлено на изучение исторической, культурной, социальной, групповой памяти в современных обществах и обществах прошлого. Цель данной статьи — проследить динамику основных концепций memory studies в контексте формирования понятийного аппарата memory studies, выявить узловые моменты на этом пути. Условно можно разделить этот путь на два этапа: становление мемориаль ной парадигмы (с конца XIX века до 80-х гг. XX в.) и memory boom (c 80-х гг. XX в. по настоящее время).

На протяжении истории философии понятия «время» и «память» так или иначе тематизировались философами разных направлений [2], однако только в 20–30-е гг. XX в. начинается изучение памяти с принципиально новой точки зрения — социальной. На основе анализа исторических документов, данных этнографии, социально-психологических экспериментов представителями социогуманитарных наук делается вывод, что человеческая память имеет социальный характер. Затем формируется и вводится в научный оборот сам концепт социальной памяти.

Большой вклад в формирование нового взгляда на человеческую память был сделан в рамках социальной психологии и социологии. А гносеологическим стимулом и своего рода провокацией для начала формирования нового взгляда на проблемы человеческой памяти послужили идеи французского философа-интуитивиста, представителя «философии жизни» Анри Бергсона (1859–1941). А. Бергсон придавал огромное значение памяти, называя ее своего рода точкой соприкосновения духа и материи. В своих работах он отстаивал мысль о том, что «длительность», трактуемая как наполненный субъективными переживаниями образ некой субстанции, лежащей в основе всех явлений, и есть память, присущая всем текущим вещам, что таким образом возможна память человека-одиночки.

Для Цитирования:
Пушкарёва Татьяна Витальевна, Шемякина Елена Михайловна, Memory studies в развитии социогуманитарного знания. Часть 1. Становление мемориальной парадигмы. Вопросы культурологии. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: