Статья поступила 08.04.2015 г.
«Memory studies» — междисциплинарное направление современной гуманитаристики, возникшее в 1980-х гг. XX в. на стыке целого ряда гуманитарных наук: общей и социальной психологии, социальной философии, истории, политологии, семиотики, исторической психологии, исторической социологии, социологии времени — направлено на изучение исторической, культурной, социальной, групповой памяти в современных обществах и обществах прошлого. Цель данной статьи — проследить динамику основных концепций memory studies в контексте формирования понятийного аппарата memory studies, выявить узловые моменты на этом пути. Условно можно разделить этот путь на два этапа: становление мемориаль ной парадигмы (с конца XIX века до 80-х гг. XX в.) и memory boom (c 80-х гг. XX в. по настоящее время).
На протяжении истории философии понятия «время» и «память» так или иначе тематизировались философами разных направлений [2], однако только в 20–30-е гг. XX в. начинается изучение памяти с принципиально новой точки зрения — социальной. На основе анализа исторических документов, данных этнографии, социально-психологических экспериментов представителями социогуманитарных наук делается вывод, что человеческая память имеет социальный характер. Затем формируется и вводится в научный оборот сам концепт социальной памяти.
Большой вклад в формирование нового взгляда на человеческую память был сделан в рамках социальной психологии и социологии. А гносеологическим стимулом и своего рода провокацией для начала формирования нового взгляда на проблемы человеческой памяти послужили идеи французского философа-интуитивиста, представителя «философии жизни» Анри Бергсона (1859–1941). А. Бергсон придавал огромное значение памяти, называя ее своего рода точкой соприкосновения духа и материи. В своих работах он отстаивал мысль о том, что «длительность», трактуемая как наполненный субъективными переживаниями образ некой субстанции, лежащей в основе всех явлений, и есть память, присущая всем текущим вещам, что таким образом возможна память человека-одиночки.