Музей в архиве — это реальность, концепция или мечта? На самом деле — сюжет с особенностями, который имеет место в целом ряде федеральных, и не только, архивов. Личные вещи известных людей, культурные ценности, наконец, предметы искусства, поступающие на государственное хранение вместе с частными фондами, хранятся в немалом числе архивных учреждений. Такое положение вещей сложилось исторически, в том числе по желанию фондообразователей, либо их родственников, наследников, не пожелавших дробить собрание.
Российский государственный архив литературы и искусства, образованный в канун Великой Отечественной войны как ЦГЛА — «Центральный государственный литературный архив», — не исключение. Однако коллекция предметов в архиве начала собираться много позже 1940-х гг. Самые первые мемориальные вещи в книге поступлений архива были зафиксированы в 1975 г. Ими стали фамильные ценности семьи Алчевских: обручальные кольца, карманные часы «Paul Garnier», дирижерская палочка, очки и пенсне в футлярах, лупа, барометр и некоторые другие предметы. Сам фонд братьев (ф. 2675) — известных дирижера, композитора Григория Алексеевича (1866–1931) и «короля теноров» артиста Ивана Алексеевича (1876–1917), — поступил в преобразованный из ЦГЛА в ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства) в конце 1960-х гг. из Главного архивного управления, куда, в свою очередь, был передан из Франции.
Следующими по степени давности поступления стали личные вещи М.И. Цветаевой: ее серебряный перстень-печатка «с корабликом», янтарные бусы из 99 бусин, шкатулка грушевого дерева, печать с гербом и бамбуковая перьевая ручка, которые передала в архив дочь поэтессы Ариадна Эфрон. Сначала небольшой этот фонд (ф. 1190), полученный еще в 1941 г. из Гослитмузея, начал существенно пополняться в 1960–1970-е гг. сестрами Анастасией и Валерией Цветаевыми, В. Соснинским и ныне насчитывает 1123 ед. хр. за 1844–1978 гг.
Ценными являются мемориальные предметы фонда К.М. Симонова (ф. 1814). Хотя поэт при жизни сам начал его формирование, а затем дело продолжили Л.М. Жадова, Е.К. Симонова-Гудзенко, секретарь поэта, — мемориальные предметы поступили в РГАЛИ только в 2000-х гг., когда был закрыт кабинет-музей. Ныне мемориальное собрание фонда составляет ок. 250 предметов из более чем 7300 единиц. Среди личных вещей, помимо подарочных сувениров, памятных медалей, — набор курительных трубок, гильза с землей городов-героев СССР, орденская планка поэта и публициста с лентами от более 20 орденов и медалей.