Целью данной статьи являются освещение актуальных сведений о мелатонине, рассмотрение его в качестве потенциального лекарственного средства в терапии у детей и беременных.
В ходе работы были проанализированы доступные источники из научных баз PubMed, eLibrary, Elsevier, а также использован информационный ресурс Регистра лекарственных средств России®.
Эмбриональная закладка пенеалоцитов шишковидной железы начинается уже на пятой неделе внутриутробного развития. Эндогенная индукция процесса выработки фетального мелатонина происходит под влиянием материнского мелатонина, который проходит через трансплацентарный барьер. Фетальный мелатонин в комплексе с материнским мелатонином регулирует ряд физиологических процессов, начиная от процессов беременности, дифференцировки органов и заканчивая развитием внутриутробной активности плода. К тому же есть данные, что мелатонин имеет синергизм с окситоцином, способствуя усилению силы сокращения матки. Возможно, поэтому естественные роды при физиологической беременности зачастую происходят в темное время суток [2].
В первые три месяца жизни уровень мелатонина очень низок, а затем быстро повышается, вероятно, потому что триптофан (предшественник мелатонина) в грудном молоке имеет четкую циркадную кривую и помогает стабилизации ритма «сон — бодрствование» младенца, пока не созреет его собственная циркадная система. Так, было проведено исследование, в котором оценивался циркадианный ритм содержания триптофана в грудном молоке и его влияние на ритмы 6-сульфатоксимелатонина и сна у новорожденных. В результате, содержание аминокислоты в грудном молоке демонстрировало суточный ритм с акрофазой примерно в 03:00, который был связан с циркадианным ритмом 6-сульфатоксимелатонина с акрофазой в 06:00 у младенцев, находящихся на грудном вскармливании. Доказано, что младенцы, которые питаются грудным молоком, чаще имеют здоровый сон, чем дети на искусственном вскармливании [1].
Нарушения секреции мелатонина, обусловленные её незрелостью, приводят к задержке его пикового уровня, что является причиной более фрагментарного сна в течение ночи. Также если есть замедленная доступность мелатонина в сумерках, то медленнее наступает время отхода ко сну, время засыпания ночью / днем и время пробуждения. Но есть более серьёзные последствия дефекта выработки мелатонина. К ним относятся некоторые нарушения развития нервной системы, возникающие в младенчестве и во взрослом возрасте, такие как отклонения аутистического спектра или нейрогенетические расстройства [3].