Укрепление позиций на рынке — естественное стремление любого предприятия строительной отрасли. Каждая организация стремится повысить свой уровень конкурентоспособности, нарастить долю рынка, чтобы привлечь как можно больше новых заказчиков. Конкурентоспособность организации на строительном рынке формируется из совокупности следующих факторов:
• производственно-технический потенциал;
• научно-технический потенциал;
• финансово-экономический потенциал;
• кадровый потенциал (структура кадров предприятия, уровень квалификации персонала и пр.);
• уровень материально-технического обеспечения;
• эффективность проводимых рекламных и маркетинговых кампаний;
• эффективность использования средств стимулирования сбыта.
В целях повышения конкурентоспособности предприятия необходимо работать над совершенствованием одновременно различных факторов. Таким образом, процесс повышения уровня конкурентоспособности строительной компании включает в себя работу по двум направлениям:
• выявление проблемного фактора конкурентоспособности;
• определение путей улучшения его показателей.
Существует большое количество разных способов оценки проблемных факторов, их выявления, установления тех или иных критериев. Анализ различных подходов способов установления проблемных факторов конкурентоспособности предприятия позволил выделить наиболее сильные и слабые стороны каждого из них. Результаты анализа представлены в таблице 1.
Вторая составляющая — определение путей улучшения показателей конкурентоспособности предприятия, обладает экспертным характером. Направления развития предприятия строительного сектора определяются после анализа состояния того или иного фактора непосредственно на практике.
В рамках данного исследования для демонстрации такого выбора критериев оценки конкурентоспособности предприятия был использован экспертный способ оценки, являющийся наиболее распространенным и востребованным на рынке. Анализ проводился на примере оценки уровня конкурентоспособности строительных предприятий города Челябинска: ООО «Проминбург», ООО «Капитал-Строй», ООО «Строительные системы — Челябинск», ООО «А Строй», ООО ТД «УралСтальАрматура», ООО СК «Стройкомплект», ООО «Строительные ресурсы». Компании отбирались по основному виду деятельности — строительство нежилых и жилых зданий. Также оценивалось наличие дополнительных видов деятельности, а именно производство земляных работ, разборка и снос зданий, работы по монтажу строительных стальных конструкций и пр.