По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Механизмы формирования оплаты труда работников бюджетного и небюджетного секторов

В научном исследовании выявлены различия в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов в России, а также проанализированы факторы, влияющие на их формирование. Получены оценки условного разрыва в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов в России. Эмпирически подтверждено, что заработная плата работников бюджетного сектора существенно ниже по сравнению с сопоставимыми работниками небюджетного сектора.

Литература:

1. Шарунина А. В. Является ли российский «бюджетник» «неудачником»? Анализ межсекторных различий в оплате труда // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 17, № 1. – С. 75–107. (2,1 п.л.)

2. Шарунина А. В. Потоки на российском рынке труда: 2000–2012 гг. // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2015. – Т. 19, № 3. – С. 313–348. (2,3 п.л.) (в соавторстве с Гимпельсоном В. Е., личный вклад автора 1,2 п.л.)

3. Шарунина А. В. Где бюджетнику жить хорошо? Анализ межсекторных различий в оплате труда в регионах России // Журнал Новой Экономической Ассоциации. – 2016. – № 2 (30). – C. 105–128 (1,5 п.л.)

4. Шарунина А. В. «Дороги, которые мы выбираем»: перемещения на внешнем и внутреннем рынках труда // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2016. – Т. 20, № 2. – С. 201–242. (2,6 п.л.) (в соавторстве с Гимпельсоном В. Е., Капелюшников Р. И., личный вклад автора 0,9 п.л.)

5. Sharunina A. Estimating the Public-Private Wage Gap in Russia: What Does Quantile Regression Tell Us? // Препринт НИУ ВШЭ BRP//104/EC/2015. – M.: НИУ ВШЭ, 2015. – 32 с. (1,8 п.л.) (в соавторстве с V. Gimpelson, A. Lukiyanova, личный вклад автора 0,6 п.л.)

Шарунина А.В. Различия в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов: масштабы, динамика и механизмы формирования // Автореф. канд. дисс. Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг)». Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ун иверситет “Высшая школа экономики”». – Мск., 2018. – 30 с.

Современное государство выполняет целый ряд социально важных функций, обеспечивая население образованием, медицинскими услугами и разными формами социальной поддержки, участвуя в развитии культуры и науки, поддерживая безопасность и охрану окружающей среды, развивая инфраструктуру и т. п. Часть экономики, связанная с предоставлением государством таких услуг, финансируемых из федерального или региональных бюджетов, называется бюджетным сектором1 .

Этот сектор работает на благо всего общества, а не отдельных групп или индивидов, непосредственно потребляющих эти услуги. Бюджетный сектор, производя услуги, является работодателем для значительной части рабочей силы. От масштаба и характеристик используемого труда зависит и объем, и качество услуг. В силу своего удельного веса и взаимосвязей с другими отраслями этот сектор влияет и на общее функционирование экономики, и на деятельность небюджетного сектора. Под занятыми в бюджетном секторе работниками («бюджетниками») в исследовании подразумеваются работники организаций, которые находятся в государственной собственности (федеральной, региональной или муниципальной), финансируются из соответствующих бюджетов и производят общественные блага. Принципы функционирования бюджетного сектора отличаются от тех, на которых строится небюджетный сектор: здесь нет цели максимизировать прибыль, нередко имеет место монопсония на рынке труда и различаются механизмы формирования заработных плат. В результате возможно появление различий в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов, занятых на сопоставимых рабочих местах. В том случае, когда бюджетникам недоплачивают по сравнению с тем, что они могли бы при прочих равных получать в небюджетном секторе, они могут сменить работу, и тогда их рабочие места будут пустовать или будут замещаться работниками с худшими производительными характеристиками (например, менее «способными»2 , обладающими более низкой квалификацией и т. п.). Тем самым качество услуг, оказываемых бюджетным сектором, будет снижаться вслед за снижением качества работников. В свою очередь, переплата работникам бюджетного сектора по отношению к сопоставимым работникам небюджетного сектора также создает проблемы: подрывает занятость и снижает конкурентоспособность экономики и увеличивает фискальную нагрузку. Представление о том, что бюджетникам недоплачивают (относительно небюджетного сектора), распространено в общественном мнении многих стран и, как правило, основано на сравнении средних заработных плат двух секторов. Такое сравнение средних может давать искаженную картину, поскольку разные отрасли используют разную (по своим характеристикам) рабочую силу. Его результаты, не учитывающие различия в составе рабочей силы между секторами, хорошо известны и свидетельствуют о наличии существенного и устойчивого межсекторного несоответствия в России. Различия в средних заработных платах будем называть «безусловным разрывом».

Для Цитирования:
Шарунина А.В., Механизмы формирования оплаты труда работников бюджетного и небюджетного секторов. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: