Болезнь Паркинсона (БП) — распространенное хроническое прогрессирующее заболевание центральной нервной системы (ЦНС) с дегенерацией нигростриарных дофаминергических нейронов в компактной части черного вещества, проявляющееся моторными и немоторными симптомами. В 1817 г. заболевание впервые было описано Д. Паркинсоном под названием «дрожательный паралич» [2].
К моторным симптомам БП, описанным более 200 лет назад, относят гипокинезию, тремор покоя, ригидность и постуральную неустойчивость. Немоторными проявлениями заболевания являются депрессия (70 % случаев), когнитивные (45 %) и психотические нарушения (20–40 %), гипосмия, нарушение сна и различные вегетативные расстройства — ортостатическая гипотензия, запоры, нарушение мочеиспускания, себорея, слюнотечение, болевые синдромы. Немоторные симптомы развиваются как на поздних стадиях заболевания после постановки диагноза БП, так и до появления моторных симптомов [8]. Сочетание БП и связанных с пожилым возрастом заболеваний является причиной вынужденного пребывания пациентов дома. Отсутствие связи с окружающим миром, сочетание моторных и немоторных симптомов болезни приводят к значительному ухудшению качества их жизни и течения заболевания [9].
Кроме классических моторных симптомов (гипокинезия, тремор покоя, ригидность и постуральная неустойчивость), которые связаны с поражением дофаминергических нейронов в компактной части черного вещества, болезнь Паркинсона характеризуется различными немоторными проявлениями, или связанными заболеваниями, которые развиваются в результате распространенного поражения центральной и периферической нервной системы. Недвигательные расстройства при БП могут вносить больший вклад в ухудшение качества жизни, чем двигательные проявления этого заболевания, как на ранних, так и на развернутых стадиях болезни. Показано, что недвигательные нарушения являются также и определяющими факторами продолжительности жизни пациентов с БП [1].
Депрессия при БП может быть диагностирована на ранних или поздних стадиях прогрессирования БП и не может быть объяснена только лишь личностной реакцией на диагностику хронического инвалидизирующего состояния; обнаружено, что это психическое расстройство встречается чаще при БП, чем при других хронических заболеваниях (например, диабете или остеоартрите), и риск развития депрессии у пациентов с БП остается повышенным через год после первоначального диагноза БП. Кроме того, было установлено, что когнитивные нарушения и моторные симптомы прогрессируют более агрессивно у пациентов с БП и депрессией [4]. По данным [14], депрессией могут страдать до 50 % пациентов с диагнозом БП, и к факторам риска развития депрессии у этих пациентов относят женский пол, наличие депрессии в анамнезе, раннее начало БП, «атипичный» паркинсонизм, курение, алкоголь и наличие других психических нарушений (ухудшение когнитивных функций, психоз, беспокойство, апатия, усталость, бессонница). При этом, по данным мета-аналитического исследования 2013 г. [5], неспецифические факторы риска развития депрессии (пол, психические нарушения и т. д.) имеют большее влияние, чем специфические факторы БП (длительность заболевания БП, усиление моторного дефицита, использование препаратов леводопы). Еще одним фактором риска, по данным [10], являются негативные жизненные события, вызывающие сильный стресс. При исследовании в течение 3,4 лет 221 пациента с недавно возникшей БП более чем у половины пациентов выявлены стрессовые жизненные события, и у 22 из них — тяжелая депрессия. Типы депрессивных расстройств, наблюдаемых при БП, включают большую депрессию, малую депрессию и дистимию [12].