Пептиды — класс органических веществ, состоящих из двух и более аминокислотных остатков, соединённых между собой пептидными (амидными) связями
Пептиды, содержащие от 10 до 20 аминокислотных остатков, называются олигопептидами; в состав которых входит до 100 аминокислот — полипептидами, а если 100 и более — белками. Впервые о пептидах упоминается в 1900 г. немецким химиком-органиком Германом Эмилем Фишером, он выдвинул гипотезу о том, что пептиды состоят из цепочки аминокислот, соединенных определённым типом связи. В 1902 г. ему удалось доказать наличие этой связи, а к 1905 г. он разработал метод, при помощи которого стало возможным синтезировать пептиды в лабораторных условиях. И, несмотря на то что с тех пор прошло уже много времени, сегодня каждый понимает, какую важную роль белки выполняют в условиях человеческого организма, в частности. Наиболее емко о белках было сказано Фридрихом Энгельсом: «Жизнь — это есть способ существования белковых тел…» [1, 2]. Из этого следует, что, если есть белковые молекулы, есть жизнь организма, и, наоборот, нет белков — организм не жизнеспособен. Вероятно, этот факт послужил стимулом для дальнейшего изучения пептидов. Так, в середине прошлого столетия среди ученых появилось мнение о новом классе химически активных веществ — цитомединах [биологически активных пептидах, регуляторных пептидах, пептидных биорегуляторах (ПБ)].
Из физиологии [3–5] известно, что существует концепция каскадной пептидной регуляции физиологических функций организма, которая была выдвинута И. П. Ашмариным (1988). В связи с чем предполагалось, что пептидные биорегуляторы (ПБ) принимают участие в регуляции экспрессии генов и синтеза белков. В результате регуляторных процессов, несмотря на действие патогенетических факторов, предупреждаются или ослабляются повреждения ДНК, мутации и патологические трансформации и усиливается течение репаративных процессов, направленных на восстановление клеточного гомеостаза.
Учитывая этот факт, Хавинсон В. Х. с соавторами (2006-2013) изучали механизм биологической активности олигопептидов. Авторы целью своей работы ставили определить путь проникновения коротких пептидов в клетку, а также изучение эпигенетической регуляции экспрессии генов в присутствии данных молекул. Для решения этой задачи в работе была предложена модель развития патологических процессов, согласно которой ключевую роль в них играют нарушения пептидергической регуляции. Коррекция таких нарушений путём дополнительного введения в организм лабораторных животных коротких пептидов приводила к регрессии патологического процесса и нормализации нарушенных функций органа. Таким образом, были установлены главные преимущества низкомолекулярных пептидов по сравнению с высокомолекулярными белковыми регуляторами: они обладают высокой биологической активностью, проявляют тканеспецифичность, у них отсутствуют видоспецифичность и иммуногенность. Длительный характер действия, производимого эндогенными пептидами, позволяет предположить, что, по крайней мере, некоторые из них влияют на изменения активности генов, что может быть справедливо и для синтетических пептидных соединений.