По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2311-05

Механизм защиты социально-обеспечительных прав в России и некоторых странах ЕАЭС

Гусев Алексей Юрьевич доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Дипломатической Академии МИД РФ, e-mail: judgegusev@mail.ru
Батусова Екатерина Сергеевна кандидат юридических наук, доцент департамента публичного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», e-mail: ebatusovs@hse.ru, batusovs@gmail.ru

Социальное государство должно обеспечивать функционирование механизма защиты социально-обеспечительных прав. Принятие кодифицированного акта в сфере социального обеспечения является одним из важных вопросов систематизации и установления льгот, гарантий в рассматриваемой сфере, выработки общего подхода к защите социально-обеспечительных прав. Анализ законодательного опыта стран ЕАЭС относительно кодификации данного законодательства, а также механизмов защиты таких прав может послужить основой для разработки российского кодекса. Исследование законодательных положений регулирования деятельности инспектора социальной защиты в Республике Казахстан может послужить основой оптимизации законодательства в данной области в Российской Федерации и имплементации нормативных положений о полномочиях инспектора социальной защиты.

Литература:

1. Социальный кодекс Ярославской области (Закон Ярославской области. 65-з от 19 декабря 2008г.), с изменениями на 3 июля 2023 года //»Губернские вести». № 116. 20.12.2008.

2. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (Закон Омской области от 4 июля 2008 года N 1061-ОЗ) //»Омский вестник». № 73. 08.07.2008.

3. Социальный кодекс Волгоградской области (Закон Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. №246-ОД), с изменениями на 30 мая 2023 года // «Волгоградская правда», № 6, 19.01.2016.

4. Алиева З.Б. Изменения в системе пенсионного обеспечения россии: варианты реформирования пенсионных накоплений граждан // URL: https://cyberleninka.ru/ article/ (дата обращения: 10.11.2023).

5. Винокуров В.А. Рассуждения о понятиях «пенсия», «государственная пенсия» и о праве человека и гражданина на государственную пенсию в Российской Федерации // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rassuzhdeniya-o-ponyatiyah-pensiya-gosudarstvennaya-pensiya-i-o-prave-chelovekai-grazhdanina-na-gosudarstvennuyu-pensiyu-v (дата обращения: 10.11.2023).

6. Губанова О.А., Бруевич М.Ю. Право на вторую пенсию // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pravo-na-vtoruyu-pensiyu (дата обращения: 10.11.2023).

7. Курилкина О.А., Паронян К.М., Агафонова Т.П. Основные направления деятельности фондов государственного социального страхования в современной России // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 99-101. // URL: http://doi. org/10.47643/1815-1329_2023_7_99. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnyenapravleniya-deyatelnosti-fondov-gosudarstvennogo-sotsialnogo-strahovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 10.11.2023).

8. Мосейко В.В. Пенсионное обеспечение по старости в странах ЕАЭС // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pensionnoe-obespechenie-po-starosti-v-stranaheaes (дата обращения: 10.11.2023).

9. Косимов Ф.Ш. Необходимость и сущность пенсионного обеспечения военнослужащих вооруженных сил Республики Узбекистан // URL: https://cyberleninka.ru/ article/ (дата обращения: 10.11.2023).

10. Социальный кодекс (Кодекс Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224-VII). // URL: https://online.zakon.kz/ Document/ (дата обращения: 10.11.2023).

11. Кодекс Туркменистана от 19 октября 2012 года «О социальной защите населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2022 г.). // URL: https:// online.zakon.kz/Document/ (дата обращения: 10.11.2023).

12. Седельникова М.Г., Пузырёва А.А. Судебная защита пенсионных прав: проблемы теории и практики // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sudebnayazaschita-pensionnyh-prav-problemy-teoriii-praktiki?ysclid=loft6bxul2986792441 (дата обращения: 10.11.2023).

13. Акимова Е. Должность уполномоченного по правам пенсионеров предложили ввести в России // URL: https://www. kp.ru/online/news/4225030/?ysclid=loftkgz 7j033098184 (дата обращения: 10.11.2023).

14. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2019 года № 326.

15. Дуйсенова Т. Цифровая карта семьи в Казахстане: об ошибках при назначении пособий рассказали в Минтруда // URL: https:// ru.sputnik.kz/ (дата обращения: 10.11.2023).

16. Цифровая карта семьи запущена в Казахстане // URL: https://www.gov. kz/memleket/entities/enbek/press/news/ details/485349?lang=ru&ysclid=lorpunn9. yw977084258 (дата обращения: 10.11.2023)

17. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V.

18. Тастанова Л. Социальный ревизор // URL: https://time.kz/articles/ (дата обращения: 10.11.2023).

19. Кто такой социальный инспектор? Немного о работе социального инспектора. Официальный сайт Правительства Москвы // URL: https://cao.mos.ru/importantin-the-district/detail/9249574.html (дата обращения: 10.11.2023).

20. Прокурорами принимаются меры к защите прав инвалидов и пенсионеров Официальный сайт. Генеральная прокуратура Российской Федерации // URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/proc_cfo/massmedia/news/news-regional?item=89058999 (дата обращения: 10.11.2023).

21. Расследование несчастных случаев: проект Минтруда о правах инспекторов труда// СПС Консультант // URL: https:// www.consultant.ru/legalnews/23732/ (дата обращения: 10.11.2023).

22. Лютов Н.Л. Трудовые инспекции в постсоветских государствах: деградация ради мифа об экономической эффективности? Актуальные проблемы российского права. 2019;1(12):92-106. // URL: https://doi. org/10.17803/1994-1471.2019.109.12.092106 (дата обращения: 10.11.2023).

23. Трошкина О.Н. Охрана прав лиц пожилого возраста. Юрист компании. //URL: https://www.law.ru/article/ (дата обращения: 10.11.2023).

24. Оробец В.М. Трудовая юстиция в зарубежных странах и проблемы ее становления в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание степени доктора юридических наук по специальности 12.00.11. — судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура. 2006. // URL: https://docs.yandex.ru/docs/ (дата обращения: 10.11.2023).

25. Долгова А.И. Необходимость введения специализированных трудовых судов в России: за и против. Ученые записки Казанского университета. 2012. Том 154, кн. 4. С. 96-101. // URL: https://docs.yandex.ru/docs/ (дата обращения: 10.11.2023).

26. В КПРФ предложили ввести трудовые суды. Официальный сайт РИА Новости // URL: https://ria.ru/ (дата обращения: 10.11.2023).

27. Права пенсионеров: российское законодательство и зарубежный опыт: научно-практическое пособие / отв. ред. Н.В. Путило. — Москва : Проспект, 2020 — 288 с.

28. Положение о Комплаенс офицере ПАО «Юнипро» // Утверждено решением Совета директоров ПАО «Юнипро» от 06 декабря 2022 г., протокол № 318 от 09 декабря 2022 г. // URL: https://docviewer.yandex.ru/ view/ (дата обращения: 10.11.2023).

29. Должностная инструкция комплаенс-офицера антикоррупционной комплаенс-службы ГКП на ПХВ «Областной онкологический диспансер» (Казахстан) // URL: https://admin.bkogov.kz/sites_files/onko. bkogov.kz/ (дата обращения: 10.11.2023).

В современных условиях необходимо вернуться к вопросу разработки Социального кодекса Российской Федерации. В отдельных российских регионах уже приняты социальные кодексы субъектов. Например, в 2008 году он был принят в Ярославской области [1] и в Омской области [2], 2016 г. в Волгоградской области [3]. Эти законы могут закреплять льготы и гарантии для разных субъектов, эти гарантии могут быть разного уровня в зависимости от финансовых возможностей регионов. Последнее время уделяется много внимания социальным гарантиям граждан, участвующих в специальной военной операции и созданию условий для лиц с ограниченными возможностями. Это, в частности, может стать катализатором принятия единого социального кодекса страны. Представляется необходим общий подход к формированию уровня льгот и гарантий. Необходимо расширить гарантии защиты прав в рассматриваемой сфере. В случае принятия единого кодекса будет систематизировано законодательство в сфере социального обеспечения, что позволит упростить гражданам реализацию своих прав. В последнее время все больше внимания уделяется реформе законодательства в сфере социального обеспечения как в России [4, 5, 6, 7], так и в странах ЕАЭС [8, 9]. Например, в Казахстане [10] и Туркмении [11] уже приняты социальные кодексы.

Помимо важности защиты прав лиц с ограниченными возможностями как одной из наименее защищенных групп населения ставится вопрос усиления эффективности защиты их пенсионных прав [12]. В России юристами была выдвинута идея о региональных уполномоченных по правам пенсионеров [13], однако она не была поддержана. Таким образом, принятие на федеральном уровне социального кодекса является, на наш взгляд, единственным инструментом для систематизации и расширения прав, гарантий и компенсаций социально незащищенным группам населения страны.

Изучение возможности принятия Социального кодекса в России невозможно без изучения позитивного правового опыта Казахстана.

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение.

Для Цитирования:
Гусев Алексей Юрьевич, Батусова Екатерина Сергеевна, Механизм защиты социально-обеспечительных прав в России и некоторых странах ЕАЭС. Вопросы трудового права. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: