По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 351.82

Механизм регулирования авиатранспортной отрасли в условиях рынка

Семенова Алла Анатольевна доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Российского Нового университета, Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, E-mail: allaa.s@ya.ru
Селиверстов Андрей Владимирович аспирант кафедры менеджмента, АНО ВО «Российский Новый университет» (РосНОУ), Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, E-mail: andrewseliverstov@gmail.com

В статье рассматриваются проблемы регулирования развития авиатранспортных компаний (предприятий) в условиях рыночной экономики, проводится сравнительный анализ моделей управления, сложившихся в мировой практике функционирования рынка: патерналистской, либеральной, смешанной. При этом особый акцент делается на необходимости разработки эффективного механизма государственного регулирования, касающегося практически всех отраслей и предприятий. Делается вывод о том, что посредническая роль государства целесообразна для организационно-экономического механизма хозяйствующих субъектов с любой формой собственности.

Литература:

1. Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.06.2022 №1693-р.

2. Федеральный закон от 08.01.1998 № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации».

3. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации».

4. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года.

5. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта».

6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

7. Воздушный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 марта 2021 года). — М.: Проспект, 2021. — С. 13–14.

8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1064 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации».

9. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р.

10. OKR. Как достичь амбициозных целей // uplab. — 28 июня 2019 года.

Развернувшиеся в России на рубеже XX–XXI веков трансформационные экономические процессы, связанные с демократизацией хозяйственной жизни и переходом к рыночным отношениям, привели к кардинальному пересмотру организационного и хозяйственного механизма авиатранспортной отрасли. Необходим выбор между классическим и рыночным подходами к определению места транспорта в экономике. Классический подход периода административно-командного хозяйствования, при котором транспорт является инфраструктурой материального производства и требует опережающего развития, уступает место рыночному. Рынок же рассматривает транспорт как элемент сферы услуг, развивающейся в зависимости от спроса.

В любом случае транспорт является условием нормального функционирования экономики и экономического роста. И в условиях рыночной экономики транспорт должен напрямую поддерживаться государством и регулироваться в интересах создания благоприятных условий развития всех его видов, включая воздушный транспорт [1].

Организационно-правовые формы государственного управления в сфере транспорта могут быть различными, однако в отношениях между государством и транспортным комплексом в развитых странах всегда присутствуют баланс интересов и разделение ответственности.

В мировой практике функционирования рынка авиаперевозок применяются три модели, различающиеся по степени участия государства в управлении отраслью:

• патерналистская (Сингапур, Таиланд, Китай, Финляндия и др.);

• либеральная (США, Канада, Германия, Япония и др.);

• смешанная (Италия, Малайзия, Россия и др.).

Каждая из этих моделей имеет свои сильные и слабые стороны и не является универсальной для всех стран. Многое зависит от состояния экономики, авиатранспортного потенциала, национальных особенностей, природно-климатических условий и т.д.

В настоящее время растет популярность либеральной модели функционирования рынка авиатранспортных услуг, сопровождающаяся отказом от жестких методов государственного управления. Благодаря такому подходу во многих странах наблюдается стремительный рост авиатранспортного комплекса. Япония, например, по уровню развития воздушного транспорта занимает одно из первых мест в мире, по размерам пассажирооборота она уступает только США. Используя методы налогового и кредитного регулирования, законодательное воздействие на конкурентную борьбу в области воздушного транспорта, Япония добилась высокой эффективности деятельности авиакомпаний. Ныне, опираясь на продуманную инвестиционную политику государства, японская воздушно-транспортная индустрия прилагает большие усилия, направленные на качественное улучшение аэропортов и создание высокоразвитой инфраструктуры вокруг них.

Для Цитирования:
Семенова Алла Анатольевна, Селиверстов Андрей Владимирович, Механизм регулирования авиатранспортной отрасли в условиях рынка. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: