Развернувшиеся в России на рубеже XX–XXI веков трансформационные экономические процессы, связанные с демократизацией хозяйственной жизни и переходом к рыночным отношениям, привели к кардинальному пересмотру организационного и хозяйственного механизма авиатранспортной отрасли. Необходим выбор между классическим и рыночным подходами к определению места транспорта в экономике. Классический подход периода административно-командного хозяйствования, при котором транспорт является инфраструктурой материального производства и требует опережающего развития, уступает место рыночному. Рынок же рассматривает транспорт как элемент сферы услуг, развивающейся в зависимости от спроса.
В любом случае транспорт является условием нормального функционирования экономики и экономического роста. И в условиях рыночной экономики транспорт должен напрямую поддерживаться государством и регулироваться в интересах создания благоприятных условий развития всех его видов, включая воздушный транспорт [1].
Организационно-правовые формы государственного управления в сфере транспорта могут быть различными, однако в отношениях между государством и транспортным комплексом в развитых странах всегда присутствуют баланс интересов и разделение ответственности.
В мировой практике функционирования рынка авиаперевозок применяются три модели, различающиеся по степени участия государства в управлении отраслью:
• патерналистская (Сингапур, Таиланд, Китай, Финляндия и др.);
• либеральная (США, Канада, Германия, Япония и др.);
• смешанная (Италия, Малайзия, Россия и др.).
Каждая из этих моделей имеет свои сильные и слабые стороны и не является универсальной для всех стран. Многое зависит от состояния экономики, авиатранспортного потенциала, национальных особенностей, природно-климатических условий и т.д.
В настоящее время растет популярность либеральной модели функционирования рынка авиатранспортных услуг, сопровождающаяся отказом от жестких методов государственного управления. Благодаря такому подходу во многих странах наблюдается стремительный рост авиатранспортного комплекса. Япония, например, по уровню развития воздушного транспорта занимает одно из первых мест в мире, по размерам пассажирооборота она уступает только США. Используя методы налогового и кредитного регулирования, законодательное воздействие на конкурентную борьбу в области воздушного транспорта, Япония добилась высокой эффективности деятельности авиакомпаний. Ныне, опираясь на продуманную инвестиционную политику государства, японская воздушно-транспортная индустрия прилагает большие усилия, направленные на качественное улучшение аэропортов и создание высокоразвитой инфраструктуры вокруг них.