По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.28

Механизм регионального развития: опорный региональный университет или научно-образовательный центр

В.К. Карпов канд. техн. наук, доцент Института мировой экономики, член-корр. МААО, Уральский государственный горный университет

В статье в качестве механизма регионального развития предлагается создание научно-образовательного центра, который разрабатывает региональные проекты инновационного развития территорий и их экономики, и обеспечивает подготовку необходимых для этого научных, преподавательских, управленческих кадров и специалистов-бизнесменов, участвующих в реализации этих проектов, с массовым развитием малого и среднего бизнеса, семейного фермерства и его кооперации. Данное предложение опирается на положительный отечественный и современный зарубежный опыт решения подобных вопросов в развитых экономиках мира, включая сельские территории и их АПК. Он полностью подтверждает возможность такого развития ускоренными темпами и в короткий исторический срок.

Литература:

1. Бойкова М.В., Салазкин М.Г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// ecsocman.hse.ru.

2. «Столыпинский клуб». – 2015. – Доклад «Экономика развития» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. vestifi nance.ru.

3. Семин А.Н., Годовых Е.С. Продовольственная безопасность – глобальная проблема мировой экономики // Агропродовольственная политика России. – 2014. – № 7. 3.1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/201 1/05/06/1268032211/008_03_for.pdf.

Российские регионы играют все возрастающую роль в развитии экономики страны. Известны даже наиболее успешные в этом отношении. Но их мало, и из 85 регионов большинство отличаются низкими темпами развития и низкими показателями своего социально-экономического состояния. Многие из них являются регионами-должниками, живущими за счет помощи и дотаций федерального бюджета. При этом они не имеют действенных механизмов (инструментов) и структур инновационного (по сути, а не по названиям) развития.

К числу немногих инновационно развивающихся регионов можно отнести, например, Томскую обл., Татарстан и небольшой круг других. Отличительной чертой их является достаточно успешное инновационное высшее образование и наука, и четко выстраиваемые механизмы их эффективного экономического использования по линии – новации и новые кадры в виде малого бизнеса и новых производств, и инновационных территориальных комплексов развития.

Но для этого недостаточно только иметь «передовые вузы» в виде федеральных и национальных исследовательских университетов. Они должны послужить реальной основой для развития инновационных механизмов в экономике и ее перестройке: технологической, структурной и кадровой. Этому служат, например, бизнес-зоны малого предпринимательства вокруг ведущих университетов Томска (в особенности ТУСУР) или особые экономические зоны (ОЭЗ – «Алабуга», «Томск» и др.) и строящийся иннополис в Татарстане (под Казанью). Томск стал фактически инновационной столицей России, принимая у себя инновационный экономический форум, и являясь реальным лидером инноваций в Сибири да и в стране.

При этом большинство регионов России не имеют такого научного и образовательного потенциала и часто отличаются низкими темпами своего развития или даже стагнацией. Другие же регионы, имеющие достаточно развитые научно-образовательные структуры, также существенно отстают в своем развитии и уровне жизни их населения. Так, соседняя с Томской Новосибирская обл., являющаяся очевидным центром науки и образования во главе с СО РАН и Новосибирским НИУ, существенно отстает в инновационном развитии и в среднедушевом региональном продукте (ВРПсд) – 280 тыс. руб./чел.-год против 377 – у томичей. Это отставание можно было бы объяснить более эффективной работой томского НОК по сравнению с новосибирским. Но те же практически 367 тыс. руб./чел.год имеет и Свердловская обл. во главе с УрФУ и УрО РАН. При этом соседний с ними регион ХМАО имеет более чем скромный НОК, а ВРПсд – равный 1754 тыс. руб./чел.-год и превосходящий «соседние» в 5–6 раз. При этом ведущие инновационные регионы России, включая и Татарстан, имеют ВРПсд существенно ниже среднероссийского и составлявшего в 2015 г. 500 тыс. руб./чел.-год. В свою очередь, и среднедушевой ВВП (ППС) России в 2014 г. был мал и занимал в мире только 44 место, а в его номинальном выражении – даже 57.

Для Цитирования:
В.К. Карпов, Механизм регионального развития: опорный региональный университет или научно-образовательный центр. Юрист ВУЗа. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: