Для обеспечения высокого уровня качества трудовой жизни и роста благосостояния работников необходимы механизмы активного влияния на эффективность труда работников в процессе управления персоналом.
По мнению автора, эффективность труда — это совокупный показатель трудовой деятельности работников, включающий в себя количественную составляющую в виде производительности труда и качественную составляющую в виде удовлетворенности процессом труда и повышения качества производимой продукции [1].
В рамках настоящей статьи мы предлагаем выделить четыре подхода, направленные на повышение эффективности труда персонала, образующие во взаимодействии между собой единый механизм, и рассмотреть, какие мероприятия следует проводить для обеспечения результативности труда работников и повышения его качества.
Первый подход является организационно-управленческим. Он связан с тем, что любой работник должен понимать свою внутреннюю мотивацию, т. е. знать и понимать свои мотивы и потребности, которые он стремится удовлетворить в процессе трудовой деятельности. Работники также должны понимать, какое вознаграждение (материальное или нематериальное) они могут получить от своего руководства, если будут справляться с нормативными заданиями и качественно выполнять свою работу. Но при этом надо понимать и психологические особенности собственной мотивации, а также стиль руководства организации для того, чтобы можно было успешно сотрудничать с ним.
Для повышения эффективности труда в рамках данного подхода мы предлагаем проводить следующие мероприятия.
1. Вознаграждение работников за эффективный труд
Вознаграждение служит для побуждения людей к эффективной деятельности. Вознаграждение — это все, что работник считает ценным для себя [2, с. 364]. Но понятия ценности у людей специфичны, а, следовательно, различна оценка вознаграждения и его относительной ценности. В ознаграж дения следует использовать комплексно, классифицируя их как внутренние и внешние.
2. Определение мотивационного типа поведения в процессе труда