По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Механизм концессии для Северных территорий

В последнее время в Арктической зоне запускается значительное количество проектов по созданию объектов инфраструктуры. При этом активно применяются механизмы государственно-частного партнерства, в частности концессионные соглашения, соглашения о государственно/муниципально-частном партнерстве, а также формы квазиГЧП (аренда с инвестиционными обязательствами, специальный инвестиционный контракт и т. д.), сообщает ИА PrimaMedia. Подробнее об этом — в статье главы практики инфраструктуры и ГЧП юридической фирмы Squire Patton Boggs Moscow LLC, члена Экспертного клуба Центра стратегических разработок Александра ДОЛГОВА.

Проекты реализуются в различных секторах, таких как ЖКХ, энергетика, транспорт, образование и многих других. Наиболее часто встречающаяся схема проекта государственно-частного партнерства предполагает, что объект создается или реконструируется частным партнером (концессионером), который затем осуществляет эксплуатацию объекта, как правило, оказывая определенные услуги потребителям. Например, концессионер может построить дорогу, а затем взимать плату за проезд. Публичный партнер (концедент) может при необходимости оказывать поддержку концессионеру, например, возмещая часть затрат на создание объекта. После прекращения соглашения объект, как правило, возвращается публичному партнеру, которым может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. При этом действующее законодательство допускает и другие модели структурирования отношений сторон.

Реализации инфраструктурных проектов в Арктике поможет также запуск механизма дальневосточной и арктической концессии. В этом году Минвостокразвития России запустило новый механизм поддержки реализации инфраструктурных проектов на территории Дальнего Востока и Арктики, позволяющий полностью компенсировать затраты концессионера на создание объекта. Для получения помощи проекты проходят отбор по специальным критериям (в том числе отношение бюджетных расходов к частным).

По отобранным проектам государство обязуется компенсировать расходы на создание объекта в определенный срок до 20 лет. Важно отметить, что возможность компенсации концедентом всех затрат на создание объекта является одним из проблемных моментов, создающих неопределенность на рынке. Кроме того, запуску новых проектов поспособствуют инфраструктурные бюджетные кредиты. В этой связи важно использовать меры поддержки для реализации наиболее необходимых для Арктики проектов.

Одним из ключевых для развития любой территории секторов является ЖКХ. Достойная жизнь людей в современном обществе должна включать постоянный доступ к горячей и холодной воде, электричеству, а также качественным услугам по сбору, переработке и утилизации отходов. Вопрос особенно актуален для арктической зоны. При этом возможности публичного субъекта в этом аспекте, как правило, ограничены в части денежных средств, а также в части внедрения современных технологий. В качестве знакового проекта государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ стоит выделить реконструкцию системы холодного водоснабжения и водоотведения Архангельска, реализуемую на основе концессионного соглашения.

Для Цитирования:
Механизм концессии для Северных территорий. Глава местной администрации. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: