По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-201-05

Медицинское образование: время перемен

Лебедев Виктор Аркадьевич канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций Института цифровой экономики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», E-mail: lebedev.var@rea.ru, ORCID: 0000-0003-2748-6234
Лебедева Елена Ивановна канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России, E-mail: avpra@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5197-1913

Рассмотрены вопросы совершенствования форм и организации практической подготовки кадров, в том числе в сфере здравоохранения. Проведен сравнительный анализ основных положений совместного приказа Министерства науки и высшего образования и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» и существующего порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования и фармацевтического образования, утвержденных приказом Минздрава России от 03.09.2013 № 620н. Определены направления совершенствования практической подготовки медицинских и фармацевтических кадров, в том числе в порядке применения договорных форм практической подготовки.

Литература:

1. Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., Анопченко А.С. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2019. — Т. 10. — № 2 (34). — С. 77–89 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39133947.

2. Демененко И.А., Шавырина И.В. Формирование стратегии партнерства вузов и бизнес-сообществ: региональный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. — 2018. — № 2. — С. 22–28 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32747562.

3. Зацаринная Е.И., Проданова Н.А. Учет труда медицинских работников и его оплаты // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 5. — С. 23–34 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228911.

4. Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: направления взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. — 2019. — Т. 27. — № 2. — С. 290–302 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: http://journals.rudn.ru/economics/article/view/22180/17403.

5. Ходырева Е.А. Особенности оценки качества реализации сетевых образовательных программ высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — № 6. — С. 56–65 [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38501709.

1. Agranovich N.V., Rubanova N.A., Knyshova S.A., Anopchenko A.S. Difficulties in training and practical training of a young doctor in the conditions of reforming Russian health care. Solutions and practical experience // Medical education and professional development. 2019. Vol. 10. № 2 (34). Pp. 77–89. [Electronic resource] — Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=39133947.

2. Demidenko I.A., Shavyrina I.V. formation of the strategy of partnership of universities and the business communities: a regional perspective // Management in Russia and abroad. 2018. № 2. P. 22–28. [Electronic resource] — Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=32747562.

3. Zatsarinnaya E.I., Prodanova N.A. Accounting for labor of medical workers and its payment [Electronic resource] / Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228911.

4. Sidorova Alexandra A. University-business cooperation: directions of interaction // RUDN Journal of Economics, 2019, 27 (2), 290–302. [Electronic resource] — Electron. dan. — Mode of access: http://journals.rudn.ru/economics/article/view/22180/17403.

5. Khodyreva E.A. Peculiarities of evaluation of quality of implementation of network educational programs of higher education / Scientific-methodical electronic journal Concept. 2019. № 6. Page 56–65. [Electronic resource] / Electron. dan. — Mode of access: https://elibrary.ru/item.asp?id=38501709.

Настоятельная необходимость анализа изменений законодательства об образовании, касающихся практической подготовки обучающихся в медвузах, в первую очередь связана с повышенным вниманием государства к регламентации такой социальной сферы, как здравоохранение, где на основе сложившихся за многие годы традиций установлены профессиональные требования к практической подготовке по программам медицинского и фармацевтического образования.

Безусловно, «кадры решают всё», они определяют успешность дальнейшего развития системы здравоохранения, что, в свою очередь, значительно повышает требования к профильному, медицинскому и фармацевтическому образованию. В настоящее время появляются новые возможности его совершенствования. Однако законодатель, изменяя общие нормы о практической подготовке, не касается норм, регламентирующих эти порядки применительно к образовательным программам подготовки медиков, а эти нормы были приняты еще в 2013 году.

Так, ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1 установила особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, приказ Минздрава России от 03.09.2013 № 620н2 утвердил порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования и фармацевтического образования. Рассмотрим в сравнительной таблице 1 отличия этих порядков.

Очевидно, пришло время доуточнения порядков реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования, что отвечает направлению, намеченному Президентом Российской Федерации, который 15 января 2020 года в Послании Федеральному собранию3 подчеркнул, что ключевым вопросом для здравоохранения является подготовка кадров.

Цель исследования: изучение изменений действующего законодательства, регулирующего как общие вопросы практической подготовки, так и особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования.

Для Цитирования:
Лебедев Виктор Аркадьевич, Лебедева Елена Ивановна, Медицинское образование: время перемен. Бухучет в здравоохранении. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: