Государственная политика в сфере оказания социальных услуг эффективна при условии отражения современных тенденций формирования общественного уклада. Масштабные изменения механизма взаимоотношений «государство — учреждение — гражданин» коснулись и бюджетных медицинских образовательных учреждений. Еще в 2010 году Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»1 была кардинально изменена система финансирования бюджетных учреждений. Так, было установлено, что финансовое обеспечение оказания социальных услуг в сфере образования, медицины, науки и культуры осуществляется не только по прямым государственным заданиям (так называемое «подушевое финансирование»), а также по договорам с физическими и юридическими лицами — на платной основе за счет «заказчика».
На наш взгляд, такой подход к финансовому обеспечению деятельности бюджетного учреждения позволяет получить двойной эффект: учреждение получает внебюджетные средства за оказание платных услуг (в рамках уставной деятельности); эти средства направляются не только на возмещение затрат на оказание платных услуг, но и на повышение их качества, что, в свою очередь, позволяет существенно повысить качество оказания гражданам образовательных услуг, оказываемых на бюджетной основе. В итоге социальные гарантии в сфере медицинского образования, обеспечиваемые государством, существуют наряду с коммерциализацией оказания образовательных медицинских услуг, что, в свою очередь, усиливает и бюджетную составляющую.
С 1 января 2021 года Правительство РФ внесло существенные изменения в правила оказания платных образовательных услуг — был установлен срок действия новых правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 14412: с 1 января 2021 года до 31 декабря 2026 года. Таким образом, обеспечена стабильность нормативной регламентации платных образовательных услуг на ближайшие пять лет, что не исключает возможности их доуточнения в течение этого периода при необходимости и пролонгации на новый период. Отметим, что регулирование оказания бюджетными образовательными учреждениями профильных услуг на платной основе находится в компетенции высшего органа исполнительной власти (Правительства РФ).