По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.7

Медицинские стереотипы

Якухнова Елена Геннадьевна ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», Россия, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1, E-mail: vasileva-vsl@yandex.ru

Автором дается определение медицинских стереотипов, их классификация, свойства, рассматривается их роль в жизни общества.

Литература:

1. Семейное воспитание как фактор формирова- Андриянова Е. А., Позднова Ю. А. ния социальных стереотипов медицинской активности // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 2.

2. Новый словарь русского языка. — М.: Русский язык, 2000. — Ефремова Т. Ф. Т. 2: П-Я.

3. Стереотипы в представле Кивецкий И. Т. и др. ниях о профессиональной деятельности психологов // Инновационные образовательные технологии. — 2011. — № 4(28).

4. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. Липпман У. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. — М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004.

5. Социальные стереотипы: Метелкина Ю. С. процессы формирования, виды и использование в политике (информационный подход): автореф. дис. … канд. социол. наук. — Новосибирск, 2002.

6. Национальные стереотипы в иноязычном образовании. Моно- Сорокина Н. В. графия. — М.: РИОР ИНФРА-М, 2014.

7. Тезаурус социологии: темат. слов.- справ. / Под ред. Ж. Т. Тощенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

8. Война и мир языков и культур. — М.: Слово, 2008. Тер-Минасова С. Г.

9. Окончательный диагноз: Роман / Пер. с англ. Н. Кузнецовой, Д. Мишне, Хейли А. Т. Николаевой. — М.: «Изд. АСТ», 2002.

10. The General Practitioner And The Surgeon: Stereotypes And Medical Bellodi P.L. Specialties // Rev. Hosp. Clin. Fac. Med. S. Paulo. — 2004. — Vol. 1. — № 59.

11. [et al.] Stereotype Threat and Health Disparities: What Medical Burgess D.J. Educators and Future Physicians Need to Know // J. Gen Intern Med. — 2010. — № 25 (Suppl 2).

Статья поступила 11.09.2015 г.

Якухнова Елена Геннадьевна

Человечеству свойственно стереотипное мышление и поведение. Мир многих людей состоит из стереотипов: чтобы быть успешным и счастливым — нужно много денег; чтобы найти высокооплачиваемую работу — иметь высшее образование; чтобы быть здоровым — заниматься спортом, пить чистую воду, есть здоровую пищу. Господство стереотипов в общественном сознании подчеркивает американский исследователь У. Липпман: «Стереотип столь последовательно и авторитетно передается из поколения в поколение, что кажется присущим физиологии индивида» [4. С. 107]. Разумеется, при рождении человек не имеет никаких шаблонов поведения, обобщенных представлений о мире и усваивает их только в процессе социализации, так что кажущаяся физиологичность стереотипов ошибочна. Тем не менее, широкое распространение стереотипов обуславливает необходимость их детального изучения. Социальные стереотипы — это широкое понятие, которое охватывает разные сферы жизни людей. Одна из таких сфер — медицина. Забота о собственном здоровье всегда была неотъемлемой частью жизни человека, поэтому большое количество стереотипов связаны именно с врачебной деятельностью. Изучению медицинских стереотипов (М.С.) посвящено мало работ. В основном, все они опубликованы за рубежом и почти все основаны на социологических исследованиях, касающихся стереотипных представлений о врачах разных специальностей. В России комплексных исследований, посвященных изучению М.С., практически нет. Частично данным вопросом занималась социолог медицины Позднова Ю. А., изучающая факторы формирования социальных стереотипов медицинской активности. В ее работах затронуты основные стереотипы амбулаторно-поликлинической помощи. Однако считать ее работу исчерпывающей нельзя. Общеизвестно, что наличие негативных стереотипов представляет опасность, так как способствует неэффективности лечения и диагностики болезни [11. С. 169]. В этой связи изучение М. С. необходимо.

М.С. — один из видов социального стереотипа и для его изучения необходимо рассмотреть содержание термина стереотип. Под стереотипом мы понимаем «неизменный, общепринятый образец, которому следуют без размышлений; шаблон, трафарет» [2. С. 704]. Термин «стереотип» ввел в научный оборот американский социолог У. Липпман. Он применил его в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г. Согласно У. Липпману, стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой отраженную социальную реальность. Благодаря стереотипам, «наши представления о внешнем мире гораздо проще и статичнее, чем реальный поток событий» [4. С. 120].

Стереотип — прежде всего культурный феномен. Культурологический аспект стереотипа подчеркивает лингвист С. Г. Тер-Минасова, называя стереотип «культурным обобщением». Она приводит определение стереотипа как схематического, стандартизованного образа или представления о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенном и обладающем устойчивостью [8. С. 43].

Имеются различные классификации стереотипов [6. С. 9], в рамках которых выделяются профессиональные стереотипы, связанные с профессиональной деятельностью человека. Понятно, что М.С. относятся к профессиональным стереотипам.

Медицинские стереотипы — это упрощенные, стандартизованные, устойчивые, ценностно определенные, эмоционально насыщенные представления о медицинской деятельности. Например, схемы поведения врачей по отношению к пациентам, пациентов по отношению к врачам, медицинского персонала между собой, характеристики самих врачей (врачи-терапевты коммуникабельны, терпеливы, выдержанны, чувствительны, внимательны к деталям, медлительны в решении проблем; хирурги — объективны, мужественны, решительны, выносливы, быстро решают встающие перед ними проблемы [10. С. 17–22]), этические нормы, а также общие понятия, нормы речевого общения, поведения, мыслительные аналогии, предрассудки, суеверия, анекдоты, моральные и этикетные нормы, традиции, обычаи и тому подобное.

Социолог Ж. Т. Тощенко выявил трёхкомпонентную структуру стереотипа, состоящего из трех уровней: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Применяя данный подход к структуре стереотипов врачебной деятельности, можно выделить: эмоциональный уровень (оценочный, аффективный), который характеризует отношение к предмету, объекту. Оно может быть позитивным или негативным, вызывать симпатию или антипатию. Следующий уровень — когнитивный, он связан с познанием. В когнитивный компонент М.С. входит информация о присущих стереотипируемой группе качествах (например, терапевт — коммуникабельный, терпеливый; главный врач — властный, ответственный, солидный). Поведенческий уровень связан с использованием стереотипа в жизни социума [7. С. 125]. Этот уровень определяет стереотипы поведения, стереотипы, которые влекут за собой то или иное действие. Взаимосвязь этих компонентов обеспечивает целостность понятия стереотипа.

М.С. обладают всеми свойствами социальных стереотипов, наиболее важными из которых являются стандартизованность, эмоционально-оценочный характер, устойчивость, унифицированность. Стандартизованность (схематичность) М.С. объясняется тем, что в его основе лежит не полная информация об объекте, а частичная, в основном, какие-то детали, самые главные характеристики. За счет этого достигается упрощенность стереотипа. Например, рассмотрим стереотип, основанный на противопоставлении больниц и поликлиник: врачи в больницах «умнее», а в поликлиниках работают «те, кто ничего не знает». Возможно, этот стереотип сформировался за счет того, что во время госпитализации в больницу происходит комплексное обследование и лечение больного за короткое время. Кроме того, в условиях стационара можно пригласить специалистов других специальностей для обсуждения диагноза, согласования дальнейших диагностических манипуляций и, как результат, быстро начать правильное лечение.

Другое дело поликлиника, где только на то, чтобы сдать все необходимые анализы, требуется масса времени. Поэтому врачом назначается какое-то лечение, которое может оказаться неэффективным. Из этого же примера видно, что М.С. дается и эмоциональная оценка.

М.С. устойчивы. Этому способствует личный контакт с медицинской системой, телевизионные программы, основанные на стереотипном восприятии медицины, анекдоты, а также обсуждение среди знакомых и подкрепление стереотипных представлений чужим опытом. Хорошо известно, что информация, не соответствующая нашим представлениям, часто упускается из виду. Мы избирательно запоминаем то, что подтверждает наши представления, и забываем то, что с ними не согласуется. Однако устойчивость стереотипов относительна.

Благодаря нововведениям, ремонту в медицинских учреждениях, электронной очереди, стереотипное представление о поликлиниках как о месте, где можно провести целый день, постепенно меняется.

Следующее свойство М.С. — унифицированность. Например, врачи-педиатры часто ассоциируются с «веселой» медицинской одеждой, украшенной мишками и другими детскими рисунками, хотя не все педиатры носят такую одежду.

Считается, что у всех хирургов твердый характер, и они лишены чрезмерной эмоциональности, хотя, наверняка, есть хирурги, которые не соответствуют этим условиям.

М.С. несут зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, кинестетические эмоции. Например, часто врачей называют «люди в белом», «белый халат». Данное стереотипное восприятие врачей основано на зрительном образе, привычке всегда видеть врачей в выглаженных чистых халатах.

У некоторых людей упоминание о больнице вызывает целый ряд стереотипных представлений, в число которых входит и «больничный запах», основанный на обонятельных воспоминаниях, который мало кому нравится, создает атмосферу болезни и психологически подавляет человека.

Недооценивать роль М.С. нельзя. Как и у всех людей, у пациентов имеется стереотипная картина мира, касающаяся вопросов медицины. При выборе врача идет опора на стереотипные представления: чем «старше врач, тем опытнее», но врач пенсионного возраста тоже может не устроить пациента, так как «все давно забыл». Не только личный контакт с медицинской системой способствует таким выводам, но и примеры художественной литературы. В романе «Окончательный диагноз» про старого врача Джо Пирсона, проработавшего много лет в больнице и противившегося нововведениям, А. Хейли пишет: «…летят дни, годы. За это время вы не один десяток врачей отправляете на курсы усовершенствования, заставляете следить за всем новым, что появляется в медицине. А у вас самого всё нет для этого времени. Научная и исследовательская работа заброшена: вы слишком устаёте за день, вечером даже не можете читать. И вот однажды вам становится ясно, что ваши знания устарели. И уже поздно что-либо изменить» [9. С. 269].

Выше были рассмотрены основные свойства М.С. Тем не менее, следует учитывать, что М.С., как и все социальные стереотипы, могут быть как истинными, так и ложными. Критериев истинности стереотипов нет, поэтому очень важно не забывать, что чрезмерная приверженность им может быть опасна.

М.С. могут быть условно разделены на несколько групп на основании их содержания: М.С. общения — сформированные способы общения медицинского персонала между собой и с пациентом. Например, распространены обращения пациентов к больничному персоналу «доктор», «сестричка», такое общение между врачом и пациентом ощущается как «доверительное».

М.С. мышления — это устойчивые, упрощенные, эмоционально окрашенные представления, образы, которые характеризуют отношение людей к медицинской системе. Стереотипы не возникают сами по себе, они реконструируют, воспроизводят реальность в человеческом сознании в виде образов и представлений (врачи никогда не болеют; у врачей маленькая зарплата; хороший врач знает все лекарства; назначил препарат, который не помог, — плохой врач; сдали анализы, но ничего не нашли — зря сдавали; чем дороже — тем лучше; если результат быстрый, значит, лечение хорошее; себя знаю лучше врача; врач сотрудничает с фармкомпанией; врачу все равно).

Этнокультурные М.С. — это обобщенные представления о типичных чертах, характеризующих медицинскую систему какого-либо народа. Этот класс стереотипов может быть применен к медицине российской и зарубежной.

Например, существует стереотип, что в Израиле хорошо лечат онкологические заболевания, в Белоруссии — зубы, в Германии — реабилитируют после тяжелых операций кардиологического и онкологического профиля.

Языковые М.С. — суждения или несколько суждений, устойчивые выражения, сравнения, клише, закрепленные в словарном обиходе медицинского персонала и пациентов и отражающие устойчивые, обобщенные представления о медицинской системе. Такие языковые стереотипы часто имеют в своем составе врачебные слова (в положении; врачебная тайна; болезненный вид; диагноз нашего времени; больной на голову; исцеление любовью, смертельный укол, загреметь в больницу, врач от Бога).

Гендерные М.С. — устойчивые обобщения и упрощенные представления человека и масс о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужчина» и «женщина», их социальным ролям и функциям, выработанных культурой и выраженных в визуальных и вербальных образах. Например, в нашей стране профессия медсестры — почти исключительно женская, гинекологи и терапевты — чаще женщины, а хирурги — мужчины. Еще один гендерный стереотип, который распространен в среде врачей, следующий: мужчины более невнимательны к своему здоровью, чем женщины, которые склонны чаще обращаться за медицинской помощью. Возможно, этому способствует другой гендерный стереотип, что обращение к врачу для представителя сильного пола— это проявление слабости. Существует простой пример, который помогает продемонстрировать степень стереотипизации мышления. Однажды отец и сын попали в аварию. Отец погиб на месте, а мальчика доставили в отделение экстренной хирургии. Когда хирург вошел в операционную, он взглянул на лицо мальчика и воскликнул: «Боже, это мой сын!». Как такое могло произойти? Правильный ответ прост: хирургом была мать мальчика. Именно гендерные стереотипы мешают сразу найти правильный ответ на этот вопрос.

Изучение сущности и специфики М.С., особенностей их функционирования и форм проявления в системе современных отношений врачей и пациентов представляется малоизученной и интересной проблемой. Их исследование позволяет глубже осмыслить и интерпретировать происходящие в повседневном массовом сознании изменения, вскрыть корни, дать рациональное объяснение и определить место этих перемен в культуре.

М.С. как вид социального стереотипа характеризует профессиональную медицинскую деятельность. Он в какой-то степени соответствует реальному положению дел в стране, но одновременно несет в себе личностное отношение пациентов и врачей к устройству медицинской системы. Стереотипы, являясь формой массового сознания и частью массовой культуры, отражают представления о моделях функционирования медицинской системы в целом и в ее частных аспектах.

В то же время, М.С. формируют восприятие ценностей медицинской профессии у самих врачей, задавая модель поведения врача. Они акцентируют внимание на необходимости честного и добросовестного исполнения обязанностей, недопустимости извлечения материальной выгоды из лечения пациентов и т. д. Распространенные стереотипы об узких специалистах помогают студенту медицинских вузов сделать выбор дальнейшей специализации на основании собственного соответствия выбранной профессии.

ФАКТОГРАФ

Концепция законопроекта «О научной деятельности» может быть готова до конца года

Концепция проекта закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности» должна быть закончена до конца 2016 г., заявила замминистра образования России Людмила Огородова.

«В настоящее время министерством ведется работа по сбору замечаний и предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, все полученные замечания анализируются и будут учтены. До конца 2016 года концепция будет завершена. И мы должны на базе концепции в 2017 году перейти к разработке проекта закона», — сказала Огородова на выездном совещании комитета Государственной думы России по науке, которое прошло в «Сколково».

По словам Огородовой, целью закона является обеспечение комплексной модернизации законодательства РФ в сфере науки и технологий, использование результатов научной и научно-технической деятельности и его приведение в соответствии с новой системой общественных отношений. Замминистра образования отметила, что сегодня отсутствие простой, понятной, современной системы регулирования является одной из значимых причин, по которой наука утрачивает функции института развития и снижается ее эффективность.

По словам главы комитета Государственной думы России по науке академика РАН Валерия Черешнева, разрабатываемый законопроект — большой, серьезный документ, который должен сменить закон от 1996 г. о науке и государственной научно-технической политике. «Закон (о научной, научно-технической и инновационной деятельности) представить в Госдуму, по утвержденному плану, мы должны в 2018 году», — сообщил Черешнев.

Источник: http://www.ceninauku.ru/news/page_33864.htm

Язык статьи:
Действия с выбранными: