По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008:001.8 DOI:10.33920/nik-01-1207-03

Медицинская научная школа в социокультурном пространстве

Яньшина Маргарита Васильевна ФГБНИУ «Российский институт культурологии», Россия, 119072, Москва, Берсеневская наб., 18–20–22, E-mail: YanshinaM@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы участия научных медицинских школ в формировании и развитии социокультурного пространства. Отмечаются социокультурные особенности научных медицинских школ. Развиваются вопросы взаимовлияния научных медицинских школ и других социокультурных институтов общества, выделяются особенности современного этапа их развития. Подчеркивается научно-практическая направленность научных медицинских школ как социокультурных институтов.

Литература:

1. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. — М., 1998. — С. 95, 108–110.

2. Бурдьё П. Социальное пространство: поля и практики. — М.; СПб., 2007. — С. 473– 486, 495.

3. Грэхем Л. Р. Имеют ли математические уравнения социальные атрибуты? // Науковедение. — 2002. — № 4. — С. 121–131.

4. Методология историко- Каменский З. А. философского исследования // www. PHILOSOPHY.ru/library/kamensky/metodol/ method5.htm.

5. Малиновский Б. М. Избранное: Динамика культуры. — М., 2004. — С. 6, 23–108.

6. Петров Б. Д. Деонтология в истории отечественной медицины // Первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии. Москва, 28–29 января 1969 г. — М.: Медицина, 1970. — С. 11–27.

7. Розин В. М. Типы и структура «нормальных» научных работ // Философия науки. — Вып. 10.

8. Савостьянов А. Н. Понятие идеального объекта науки и проблема соотношения явления и закона в современной психофизиологии // www.philosophy.nsc.ru/…/philscience/3_02/savost.htm

9. Савостьянов А. Н. Спор о человеке в русской науке: психофизиологическая проблема в медицине и экономике // Социокультурные исследования. — Новосибирск, 1997. — С. 131–140.

Статья поступила 27.01.2012 г.

В современном науковедении принято рассматривать социокультурное пространство науки как тот контекст, в котором существуют такие институты общества, как научное сообщество и научные школы. Функциональный подход к анализу современных социокультурных институтов подразумевает, что их деятельность обусловлена функциями, выполняемыми в социуме [5. С. 23–108]. Научные школы, в том числе медицинские, являются частью культуры общества, они формируют способы и возможности удовлетворения потребностей социума, в том числе в областях, связанных с сохранением и умножением достоверного научного знания, с подготовкой и обучением научных кадров, а также создают интеллектуальное «поле науки», которое является частью культуры общества. Кроме того, медицинские школы являются инструментом социализации молодых врачей-практиков и ученых, специализирующихся в области медицины. Научная медицинская школа также участвует в следующих социокультурных процессах: в формировании этических норм в области медицины, в выработке нового знания, которое приводит к улучшению качества жизни человека (увеличение продолжительности жизни, реабилитация и социализация больных, преодоление последствий войн), в развитии новых форм межкультурных коммуникаций, а также постановке и решении таких общегуманитарных вопросов, как отношение к жизни и смерти, что такое мозг и разум и др.

Научная медицинская школа, как и другие научные школы, влияет на происходящие в обществе и науке социокультурные процессы: познания, выявления и накопления «научной истины». Она участвует в процессах социализации, осуществляемых через воспитание и образование новых поколений медиков и ученых, в сохранении и передаче традиций, норм и правил поведения, принятых как в научном сообществе в целом, так и в медицинских научных школах. Поэтому в них такое значение приобретают коммуникативные процессы, осуществляемые в форме межкультурных коммуникаций. Внутри научной школы и между различными научными школами (например, медицинской и физической) в процессе межкультурных коммуникаций происходит обмен научными знаниями и опытом. Эти процессы активизируются на базе проводимых нами съездов и конференций, различных международных научных организаций. Посредством публикаций и в ходе проведения исследований постоянно поддерживается и расширяется интерес к теоретико-методологическим проблемам фундаментальных наук и практической сфере медицины, фармакологии, химии.

Для Цитирования:
Яньшина Маргарита Васильевна, Медицинская научная школа в социокультурном пространстве. Вопросы культурологии. 2012;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: