Статья поступила 27.01.2012 г.
В современном науковедении принято рассматривать социокультурное пространство науки как тот контекст, в котором существуют такие институты общества, как научное сообщество и научные школы. Функциональный подход к анализу современных социокультурных институтов подразумевает, что их деятельность обусловлена функциями, выполняемыми в социуме [5. С. 23–108]. Научные школы, в том числе медицинские, являются частью культуры общества, они формируют способы и возможности удовлетворения потребностей социума, в том числе в областях, связанных с сохранением и умножением достоверного научного знания, с подготовкой и обучением научных кадров, а также создают интеллектуальное «поле науки», которое является частью культуры общества. Кроме того, медицинские школы являются инструментом социализации молодых врачей-практиков и ученых, специализирующихся в области медицины. Научная медицинская школа также участвует в следующих социокультурных процессах: в формировании этических норм в области медицины, в выработке нового знания, которое приводит к улучшению качества жизни человека (увеличение продолжительности жизни, реабилитация и социализация больных, преодоление последствий войн), в развитии новых форм межкультурных коммуникаций, а также постановке и решении таких общегуманитарных вопросов, как отношение к жизни и смерти, что такое мозг и разум и др.
Научная медицинская школа, как и другие научные школы, влияет на происходящие в обществе и науке социокультурные процессы: познания, выявления и накопления «научной истины». Она участвует в процессах социализации, осуществляемых через воспитание и образование новых поколений медиков и ученых, в сохранении и передаче традиций, норм и правил поведения, принятых как в научном сообществе в целом, так и в медицинских научных школах. Поэтому в них такое значение приобретают коммуникативные процессы, осуществляемые в форме межкультурных коммуникаций. Внутри научной школы и между различными научными школами (например, медицинской и физической) в процессе межкультурных коммуникаций происходит обмен научными знаниями и опытом. Эти процессы активизируются на базе проводимых нами съездов и конференций, различных международных научных организаций. Посредством публикаций и в ходе проведения исследований постоянно поддерживается и расширяется интерес к теоретико-методологическим проблемам фундаментальных наук и практической сфере медицины, фармакологии, химии.