Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» с 1 января 2019 г. в нашей стране реализуется национальный проект «Здравоохранение», разработанный Минздравом России [1]. Паспорт национального проекта включает в себя восемь федеральных проектов. При этом успешное завершение одного из них — «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» — в современном здравоохранении не представляется возможным без широкого внедрения технологий бережливого производства в работу медицинских организаций.
Методика бережливого производства — это инновационный подход к менеджменту и управлению качеством, включающий в себя оптимизацию производственных процессов, ориентированную на пожелания потребителя, улучшение качества продукции, сокращение издержек. Бережливое производство, или лин-технология (от англ. Lean manufacturing — стройное производство), во всем мире признается как наиболее эффективный, надежный и низкозатратный способ производственной деятельности, ведущий к повышению конкурентоспособности организации. Он позволяет без внушительных затрат заметно повысить производительность, существенно улучшить качество продукции или услуг, сократить издержки и время производственного цикла [2].
Проблема установления социально-экономической эффективности предопределяет необходимость комплексно учитывать и анализировать уровень и масштабы внедрения мероприятий по бережливому здравоохранению. Это означает, что определение эффективности требует использования методов не только количественного анализа и измерения объемов и качества оказания медицинской помощи, но и применения социометрических методик, позволяющих корректно оценивать сведения о настроениях как в отдельных коллективах, так и у населения региона в целом. Важно отметить, что выполнение проектов по освоению бережливого здравоохранения или реализация отдельных мероприятий сами по себе не предполагают немедленного улучшения финансово-экономических показателей системы областного здравоохранения или резкого повышения эффективности и качества оказываемой медицинской помощи. Успех приходит, только если осуществляется планомерная и регулярная деятельность по улучшениям, в которой в полной мере участвуют руководители среднего и низшего уровней, понимая свои задачи и принимая возложенную ответственность, а высшее руководство играет ведущую роль [3–6]. Медицинский менеджмент должен вовлечь каждого сотрудника и, установив четкие цели, встать во главе всех действий по совершенствованию, направленных на их достижение. Как справедливо заметила член экспертного совета комитета по трудовым ресурсам Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, «социальная эффективность любого проекта всегда и везде зависит от грамотного применения соционической типологии» [7, 8].