По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Медико-социальный компонент инклюзивного образования в Московском гуманитарном университете

Бурцев Сергей Петрович руководитель службы инклюзивного образования, профессор кафедры социологии АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», кандидат медицинских наук, доцент Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: socio-mosgu@mail.ru

Реализация задач по созданию системы инклюзивного образования требует существенных усилий со стороны различных структур и служб высшего учебного заведения. Одним из главных направлений этой деятельности является решение разнообразных медико-социальных проблем студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. В работе обсуждается комплексный солидарный подход к повышению качества инклюзивного образования и созданию безбарьерной среды в университете.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Комментарии // Ученый совет. — 2015. — № 1–2. — С. 37–41.

В период становления и развития инклюзивного образования в высших учебных заведениях достаточно четко определился широкий спектр разнообразных проблем, требующих быстрого и качественного решения. В частности, в Московском гуманитарном университете службе инклюзивного образования пришлось с первых дней своей работы решать ряд серьезных материальных, правовых и организационных вопросов, направленных на формирование безбарьерной среды.

Особенностью этого направления деятельности явилось то, что основные усилия были затрачены на начальном этапе, а в последующем сформированная среда подвергалась только лишь необходимому контролю и коррекции в соответствии с поступающими указаниями и рекомендациями.

Гораздо более серьезный пласт проблем оказался заложенным в области социального и медико-социального компонентов инклюзивного образования.

Во-первых, это относится к учету студентов с ограниченными возможностями здоровья и выявлению лиц, имеющих выраженные расстройства физических и психических функций организма, которые в той или иной степени могут сказаться на качестве их образования и взаимоотношениях с преподавателями, сотрудниками университета и их коллегами. Не каждый студент, относящийся к этой группе, готов сообщить данные о расстройствах своего здоровья.

Во-вторых, из всех студентов-инвалидов, обучавшихся в течение двух лет, только один имел индивидуальную программу реабилитации, которую должны разрабатывать сотрудники комиссии медико-социальной экспертизы. Этот факт может оказать существенное негативное воздействие на здоровье студента-инвалида, желающего обучаться по направлению бакалавриата, образовательные программы которого могут спровоцировать обострение болезни или ее переход в хроническую форму. К сожалению, такое стало возможным из-за того, что при поступлении в учреждение высшего образования абитуриенты не представляют в приемную комиссию медицинскую справку 086-у.

В-третьих, в условиях системного кризиса в российском здравоохранении значительно ухудшились качество и доступность квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения, медико-социальной поддержки больных граждан. Это требует профессионального, длительного и тщательного наблюдения за студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами сотрудниками службы инклюзивного образования.

Для Цитирования:
Бурцев Сергей Петрович, Медико-социальный компонент инклюзивного образования в Московском гуманитарном университете. Ученый совет. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: