В период становления и развития инклюзивного образования в высших учебных заведениях достаточно четко определился широкий спектр разнообразных проблем, требующих быстрого и качественного решения. В частности, в Московском гуманитарном университете службе инклюзивного образования пришлось с первых дней своей работы решать ряд серьезных материальных, правовых и организационных вопросов, направленных на формирование безбарьерной среды.
Особенностью этого направления деятельности явилось то, что основные усилия были затрачены на начальном этапе, а в последующем сформированная среда подвергалась только лишь необходимому контролю и коррекции в соответствии с поступающими указаниями и рекомендациями.
Гораздо более серьезный пласт проблем оказался заложенным в области социального и медико-социального компонентов инклюзивного образования.
Во-первых, это относится к учету студентов с ограниченными возможностями здоровья и выявлению лиц, имеющих выраженные расстройства физических и психических функций организма, которые в той или иной степени могут сказаться на качестве их образования и взаимоотношениях с преподавателями, сотрудниками университета и их коллегами. Не каждый студент, относящийся к этой группе, готов сообщить данные о расстройствах своего здоровья.
Во-вторых, из всех студентов-инвалидов, обучавшихся в течение двух лет, только один имел индивидуальную программу реабилитации, которую должны разрабатывать сотрудники комиссии медико-социальной экспертизы. Этот факт может оказать существенное негативное воздействие на здоровье студента-инвалида, желающего обучаться по направлению бакалавриата, образовательные программы которого могут спровоцировать обострение болезни или ее переход в хроническую форму. К сожалению, такое стало возможным из-за того, что при поступлении в учреждение высшего образования абитуриенты не представляют в приемную комиссию медицинскую справку 086-у.
В-третьих, в условиях системного кризиса в российском здравоохранении значительно ухудшились качество и доступность квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения, медико-социальной поддержки больных граждан. Это требует профессионального, длительного и тщательного наблюдения за студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами сотрудниками службы инклюзивного образования.