За многие десятилетия в общественном сознании сложились стойкие мифы о психически больных и психиатрической помощи. Немалая часть населения убеждена, что любое обращение к психиатру опасно. Врач может необоснованно признать тебя душевнобольным, так как его оценки весьма субъективны, а посещение психоневрологического диспансера обязательно влечет постановку на учет и ограничение в социальных правах.
В связи со сложившимся стереотипом диагноз психического заболевания воспринимается как постыдный, отторгающий, дискриминирующий факт. В свою очередь, общественные предрассудки вызывают у больного человека и его родственников чувство неуверенности, стыда, страха, а также стремление скрыть симптомы заболевания, отгородиться от всех. Такая реакция приводит к более позднему обращению к психиатру, необоснованному отказу от лечения [1, 2].
Проблема стигматизации оказывается весьма серьезной, требующей комплексного исследования, поскольку важно выработать надежные методы ее решения. Многими специалистами признается, что наиболее очевидным способом корректировки установок и влияния на поведение является образование — информированность. Другими «мишенями» развития и реформирования психиатрической помощи являются обеспечение ее большей доступности, приближенности к населению и конфиденциальность [3–8].
Нами была проведена исследовательская работа на базе дневного стационара Рязанского областного клинического психоневрологического диспансера (РОКПНД) и внегосударственной структуры психиатрической помощи — «Научный центр психиатрии и психотерапии» (ООО «НЦПиП»).
Все пациенты изучаемых групп находились на амбулаторном лечении. Психиатрическую помощь в учреждениях больные получали впервые в жизни и находились под наблюдением врача-психиатра не более одного года. Изучены 518 амбулаторных карт (322 — РОКПНД, 196 — ООО «НЦПиП»), проведено анкетирование 64 пациентов.
Изучение состава пациентов, обратившихся за психиатрической помощью в государственное и частное медицинское учреждение впервые в жизни, показывает, что удельный вес мужчин и женщин в них отличается и составляет: по диспансеру — 28,0 % мужчин и 72,0 % женщин, по коммерческому центру — 40,3 и 59,7 % соответственно (Р < 0,01).