Дата поступления рукописи в редакцию: 12.06.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 29.06.2023
Актуальность рассматриваемой нами проблемы связана с широким внедрением модели инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовании Российской Федерации [1]. Кроме безусловной пользы — социализации детей с ограниченными возможностями средствами образования, повышения качества образования в условиях образовательных учреждений, формирования высших нравственных чувств — милосердия к инвалидам, взаимопомощи, терпимости к людям с физическими или иными недостатками, процесс имеет и ряд возможных рисков. Одним из возможных негативных вариантов реализации инклюзивной модели обучения является травля (буллинг) коллективом обучающихся ребенка с ограниченными возможностями здоровья [2]. Поэтому целью нашего исследования является изучение различных проявлений агрессивного поведения обучающихся и его медико-психолого-педагогическая коррекция. Сглаживание конфликтов между различными субъектами образовательного процесса будет способствовать в целом формированию инклюзивной культуры в нашем обществе.
Целью исследования является разработка методов медико-психолого-педагогической коррекции различных видов агрессивного поведения у обучающихся в условиях инклюзивного образования.
Для анализа причин, механизмов, способов медико-психологической коррекции нарушений, которые способствуют профилактике различных форм дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной модели образования, было организовано экспериментальное исследование. Выборку составили 84 подростка. Методика А. Басса и А. Дарки «Диагностика состояния агрессии» позволила определить степень выраженности и вид агрессивных реакций. Для оценки коммуникативных особенностей подростков была использована методика «Оценка отношений подростка с классом». Опросник межличностных отношений (ОМО) позволил оценить способы отношения человека к окружающим его людям.