По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376 DOI:10.33920/MED-12-2308-02

Медико-психолого-педагогическая коррекция клинических проявлений агрессивного поведения у школьников в условиях реализации инклюзивного обучения

Якубенко Оксана Витальевна кандидат медицинских наук, доцент кафедры дефектологического образования, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 644099, г. Омск, набережная Тухачевского, 14, e-mail: jakubenko_ov@mail.ru, ORCID 0000‑0001‑9035‑5590

В статье делается обзор клинических проявлений агрессивного поведения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются причины, механизмы, а также способы медико-психологической коррекции нарушений, которые способствуют профилактике различных форм дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной модели образования. Проведено экспериментальное исследование 84 подростков, обучающихся в условиях модели инклюзивного образования. Методика А. Басса и А. Дарки «Диагностика состояния агрессии» позволила определить степень выраженности и вид агрессивных реакций. Для оценки коммуникативных особенностей подростков была использована методика «Оценка отношений подростка с классом». Опросник межличностных отношений (ОМО) позволил оценить способы отношения человека к окружающим его людям. Основными мотивами буллинга в условиях реализации инклюзивного образования являются привлечение к себе внимания поведением, выходящим за рамки школьных норм; самоутверждение над другими более физически слабыми детьми; защита или месть, которые могут быть компенсаторными реакциями в ответ на систематическую травлю; реализация лидерских качеств с целью подчинить себе более слабых и зависимых одноклассников. Результаты исследования позволили разработать рекомендации, внедрение которых будет способствовать предупреждению дезадаптивных форм поведения — межличностных конфликтов, вербальной и физической агрессии, суицидального поведения. Только интегрированный подход, включающий деятельность различных специалистов — психиатров, психотерапевтов, неврологов, педиатров, психологов, педагогов и других специалистов — будет способствовать успешной реализации инклюзивной модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Отдаленным результатом процесса является формирование общей инклюзивной культуры в современном российском обществе.

Литература:

1. Фролова П.И. Проблемы цифровизации образования в условиях трансформации современного общества // Вопросы педагогики. 2019. № 11–2. С. 260–263.

2. Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения: монография. Новосибирск, изд-во Новосибирского государственного педагогического университета, 2002, 278с.

3. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. 5‑е изд, стер. Москва, Академия 2008, 287 с.

4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Перевозкина Ю.М. Психодинамическая психотерапия девиантного поведения: монография. Новосибирск: изд-во Новосибирского государственного педагогического университета, 2015, 374 с.

5. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. «Я» и механизмы защиты: перевод с немецкого. Минск: изд-во Попурри, 2010, 448 с.

6. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. — 2‑е изд, перераб. — Москва, изд-во СГУ, 2007, 522 с.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург, изд-во Питер, 2019, 301 с.

8. Фурманов И.А. Социальная психология агрессии и насилия. — Минск, изд-во Брестского государственного университета, 2016, 392 с.

9. Чердынцева Е.В., Якубенко О.В., Ожогова Е.Г. Современные технологии воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлениям подготовки студентов «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование». Омск: изд-во ОмГПУ, 2022, 140 с.

10. Четверикова Т.Ю. Буллинг в инклюзивной среде школы // Горизонты образования: материалы III Международной научно-практической конференции. Омск, изд-во Омского государственного педагогического университета, 2022. С. 419–421.

11. Четверикова Т.Ю. Организация внеурочной деятельности обучающихся инклюзивной школы в условиях конвергентной реальности //Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево, изд-во Государственного гуманитарно-технологического университета, 2022. С. 149–154.

12. Четверикова Т.Ю. Проявления агрессивного поведения у детей с задержкой психического развития // Современная наука: проблемы и перспективы развития. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. В 2‑х частях. Часть I / Под ред. А.Э. Еремеева. Омск, изд-во Омской гуманитарной академии, 2022. С. 54–60 REFERENCES

1. Frolova P.I. Problemy tsifrovizatsii obrazovaniia v usloviiakh transformatsii sovremennogo obshchestva [Problems of digitalization of education in the conditions of transformation of modern society] // Voprosy pedagogiki [Questions of Pedagogy]. 2019. No. 11–2. P. 260–263. (In Russ.)

2. Dmitrieva N.V., Chetverikov D.V. Psikhologiia addiktivnogo povedeniia: monografiia [Psychology of addictive behavior: monograph]. Novosibirsk, Publishing House of Novosibirsk State Pedagogical University, 2002, 278 p. (In Russ.)

3. Zmanovskaia E.V. Deviantologiia: psikhologiia otkloniaiushchegosia povedeniia [Deviantology: psychology of deviant behavior]. 5th ed., ster. Moscow, Academy 2008, 287 p. (In Russ.)

4. Korolenko Ts.P., Dmitrieva N.V., Perevozkina Iu.M. Psikhodinamicheskaia psikhoterapiia deviantnogo povedeniia: monografiia [Psychodynamic psychotherapy of deviant behavior: monograph]. Novosibirsk: Publishing house of Novosibirsk State Pedagogical University, 2015, 374 p. (In Russ.)

5. Freud A. Vvedenie v detskii psikhoanaliz. Norma i patologiia detskogo razvitiia. «Ia» i mekhanizmy zashchity: perevod s nemetskogo [Introduction to child psychoanalysis. Norm and pathology of child development. «I» and protection mechanisms]: translated from German. Minsk: Medley Publishing House, 2010, 448 p. (In Russ.)

6. Freud Z. Vvedenie v psikhoanaliz: lektsii [Introduction to psychoanalysis: lectures]. — 2nd ed., reprint. — Moscow, SSU Publishing House, 2007, 522 p. (In Russ.)

7. Lichko A.E. Psikhopatii i aktsentuatsii kharaktera u podrostkov [Psychopathy and accentuation of character in adolescents]. St. Petersburg, St. Petersburg Publishing House, 2019, 301 p. (In Russ.)

8. Furmanov I.A. Sotsialnaia psikhologiia agressii i nasiliia [Social psychology of aggression and violence]. — Minsk, Publishing house of the Brest State University, 2016, 392 p. (In Russ.)

9. Cherdyntseva E.V., Iakubenko O.V., Ozhogova E.G. Sovremennye tekhnologii vospitatelnoi i korrektsionno-razvivaiushchei raboty s detmi [Modern technologies of educational and correctional-developmental work with children]: A textbook for higher education students in the areas of training of «Pedagogical Education», «Psychological and Pedagogical Education». Omsk: Publishing House of the Omsk State Pedagogical University, 2022, 140 p. (In Russ.)

10. Chetverikova T.Iu. Bulling v inkliuzivnoi srede shkoly [Bullying in an inclusive school environment] // Gorizonty obrazovaniia [Horizons of Education]: materials of the III International Scientific and Practical Conference. Omsk, Publishing House of the Omsk State Pedagogical University, 2022. P. 419–421. (In Russ.)

11. Chetverikova T.Iu. Organizatsiia vneurochnoi deiatelnosti obuchaiushchikhsia inkliuzivnoi shkoly v usloviiakh konvergentnoi realnosti [Organization of extracurricular activities of students of an inclusive school in conditions of convergent reality] // Inkliuzivnoe obrazovanie: teoriia i praktika [Inclusive Education: Theory and Practice]: collection of materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Orekhovo-Zuevo, Publishing House of the State Humanitarian and Ethnological University, 2022. P. 149–154. (In Russ.)

12. Chetverikova T.Iu. Proiavleniia agressivnogo povedeniia u detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia [Manifestations of aggressive behavior in children with mental retardation] // Sovremennaia nauka: problemy i perspektivy razvitiia [Modern Science: Problems and Prospects of Development]. Collection of articles of the VI International Scientific and Practical Conference. In 2 parts. Part I / Edited by A.E. Eremeev. Omsk, Publishing house of the Omsk Humanitarian Academy, 2022. P. 54–60. (In Russ.)

Дата поступления рукописи в редакцию: 12.06.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 29.06.2023

Актуальность рассматриваемой нами проблемы связана с широким внедрением модели инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовании Российской Федерации [1]. Кроме безусловной пользы — социализации детей с ограниченными возможностями средствами образования, повышения качества образования в условиях образовательных учреждений, формирования высших нравственных чувств — милосердия к инвалидам, взаимопомощи, терпимости к людям с физическими или иными недостатками, процесс имеет и ряд возможных рисков. Одним из возможных негативных вариантов реализации инклюзивной модели обучения является травля (буллинг) коллективом обучающихся ребенка с ограниченными возможностями здоровья [2]. Поэтому целью нашего исследования является изучение различных проявлений агрессивного поведения обучающихся и его медико-психолого-педагогическая коррекция. Сглаживание конфликтов между различными субъектами образовательного процесса будет способствовать в целом формированию инклюзивной культуры в нашем обществе.

Целью исследования является разработка методов медико-психолого-педагогической коррекции различных видов агрессивного поведения у обучающихся в условиях инклюзивного образования.

Для анализа причин, механизмов, способов медико-психологической коррекции нарушений, которые способствуют профилактике различных форм дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной модели образования, было организовано экспериментальное исследование. Выборку составили 84 подростка. Методика А. Басса и А. Дарки «Диагностика состояния агрессии» позволила определить степень выраженности и вид агрессивных реакций. Для оценки коммуникативных особенностей подростков была использована методика «Оценка отношений подростка с классом». Опросник межличностных отношений (ОМО) позволил оценить способы отношения человека к окружающим его людям.

Для Цитирования:
Якубенко Оксана Витальевна, Медико-психолого-педагогическая коррекция клинических проявлений агрессивного поведения у школьников в условиях реализации инклюзивного обучения. Терапевт. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: