По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616-003.96:612.821:629.42

Медико-психологические причины снижения функционального состояния работников локомотивных бригад

Хандурина Галина Николаевна кандидат медицинских наук, психотерапевт, невролог. НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Хабаровск-1 ОАО «РЖД», E-mail: haga2002@mail.ru
Сердюк Наталья Борисовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии с курсом нейрохирургии, заведующая отделением неврологии. Дальневосточный государственный медицинский университет. НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Хабаровск-1 ОАО «РЖД»

Хроническое психоэмоциональное напряжение и острые стрессовые реакции способствует развитию состояний нарушенной адаптации. Обследовано 183 машиниста и их помощника, перенесших наезды, и 23 человека с нарушением физиологических показателей при повседневной профессиональной деятельности. Функциональное состояние оценивалось с помощью автоматизированной системы КАПД-01–СТ и аппаратно-программного комплекса «Интегральный показатель здоровья». Состояние вегетативного тонуса определялось по вариабельности сердечного ритма. Психометрическое обследование осуществлялось тестом Люшера, СМИЛ, HARS и HDRS-17. Полученные данные указывают, что у лиц молодого возраста выявлялась преимущественно надсегментарная вегетативная недостаточность конституционального характера, преобладал тонус парасимпатической нервной системы и в стрессовых ситуациях усиливается парасимпатическая реакция. У лиц старшего возраста отмечалась декомпенсация соматических заболеваний с увеличением тонуса симпатической нервной системы и симпатическая реакция на стресс. Значительную роль в развитии расстройства адаптации играют конституциональные, индивидуально-типологически особенности работников. В психокоррекционной работе больше нуждаются молодые работники локомотивных бригад.

Литература:

1. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства (этиология, патогенез, специфические и неспецифические симптомы, терапия). — М.: Литтерра, 2010. — 272 с.

2. Баевский Р.М. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога // Клиническая медицина. — 2000. — №3. — С. 59–64.

3. Боев И.В., Боев О.И. Купирование личностных декомпенсаций и поведенческой дезадаптации у лиц, переживших чрезвычайные и экстремальные ситуации // Психиатрия психофармакотерапия имени П.Б. Ганнушкина. — 2013. — №2. — Т. 15. — С. 34–36.

4. Ксенофонтов А.М., Сложеникин А.П., Беликов И.И. с соавт. Особенности травматического стресса у сотрудников органов внутренних дел Чеченской Республики // Сибирский психологический журнал. — 2008. — №29. — С. 53–56.

5. Семке В.Я. Превентивная психиатрия. — Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999. — 403 с.

6. Cothereau C., Beaurepaire C., Payan C. et al. Professional and medical outcomes for French train drivers after «person under train» accidents: three year follow up study. // Jccup. Environ Med. — 2004; 61: 488–494.

Профессиональная деятельность работников локомотивных бригад осуществляется в условиях хронического психоэмоционального напряжения и воздействия на организм экстремальных стрессовых ситуаций. Острые стрессовые ситуации могут приводить к прорыву «адаптационного барьера». Хронические стрессовые ситуации, в свою очередь, могут приводить к явлениям дезадаптации, характер которой определяется социальными, психологическими и биологическими факторами. [1]. Р.М. Баевский [2] считает, что при остром и хроническом стрессе происходит мобилизация функциональных ресурсов, напряжение регуляторных систем и может возникать состояние неудовлетворительной адаптации. Срыв механизмов адаптации приводит к развитию патологических изменений на органно-системном уровне, к преморбидным расстройствам и снижению эффективности деятельности человека.

Из биологических факторов наибольшее значение имеют возраст, наследственная отягощенность и конституциональные особенности работников. Проявления дезадаптации проявляются субклиническими симптомами дистимии, инсомнии, астении или вегетативными реакциями [5]. В диапазоне психолого-биологической аномальной изменчивости в значительной мере повышается риск срыва психической адаптации, что может привести к психологическим и поведенческим проявлениям дезадаптации в виде раздражительности, истощаемости, гипотимии, к личностным декомпенсациям [3, 4]. Реакция на стресс после случаев наездов у машинистов локомотивов в большей степени определялся предшествующими психотравмирующими переживаниями, острыми или длительными стрессовыми жизненными ситуациями. Это приводит в 4% случаев к проявлениям ПТСР. Чаще, чем у лиц, не переживших такие ситуации, по результатам GHQ-28 у них отмечались: нарушение сна и тревога, соматические и психосоциальные расстройства [6]. Целью работы было изучение роли медицинских и психологических факторов в развитии дезадаптационных состояний при остром стрессе и причин снижения функционального состояния (ФС) в процессе повседневной трудовой деятельности.

Для Цитирования:
Хандурина Галина Николаевна, Сердюк Наталья Борисовна, Медико-психологические причины снижения функционального состояния работников локомотивных бригад. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: