Профессиональная деятельность работников локомотивных бригад осуществляется в условиях хронического психоэмоционального напряжения и воздействия на организм экстремальных стрессовых ситуаций. Острые стрессовые ситуации могут приводить к прорыву «адаптационного барьера». Хронические стрессовые ситуации, в свою очередь, могут приводить к явлениям дезадаптации, характер которой определяется социальными, психологическими и биологическими факторами. [1]. Р.М. Баевский [2] считает, что при остром и хроническом стрессе происходит мобилизация функциональных ресурсов, напряжение регуляторных систем и может возникать состояние неудовлетворительной адаптации. Срыв механизмов адаптации приводит к развитию патологических изменений на органно-системном уровне, к преморбидным расстройствам и снижению эффективности деятельности человека.
Из биологических факторов наибольшее значение имеют возраст, наследственная отягощенность и конституциональные особенности работников. Проявления дезадаптации проявляются субклиническими симптомами дистимии, инсомнии, астении или вегетативными реакциями [5]. В диапазоне психолого-биологической аномальной изменчивости в значительной мере повышается риск срыва психической адаптации, что может привести к психологическим и поведенческим проявлениям дезадаптации в виде раздражительности, истощаемости, гипотимии, к личностным декомпенсациям [3, 4]. Реакция на стресс после случаев наездов у машинистов локомотивов в большей степени определялся предшествующими психотравмирующими переживаниями, острыми или длительными стрессовыми жизненными ситуациями. Это приводит в 4% случаев к проявлениям ПТСР. Чаще, чем у лиц, не переживших такие ситуации, по результатам GHQ-28 у них отмечались: нарушение сна и тревога, соматические и психосоциальные расстройства [6]. Целью работы было изучение роли медицинских и психологических факторов в развитии дезадаптационных состояний при остром стрессе и причин снижения функционального состояния (ФС) в процессе повседневной трудовой деятельности.