Быстрое, качественное, полное обследование, установление достоверного диагноза и, как следствие, раннее начало адекватного лечения у больных с острой хирургической абдоминальной патологией является одной из самых актуальных проблем. Особенно это важно в крупных мегаполисах, где в стационары поступает большое количество пациентов, а врачи практически не ограничены в выборе методов диагностики и лечения острой хирургической патологии [1, 2]. В результате прогрессивного развития медицины, внедрения новых и значительного улучшения существующих методов диагностики, профессионального роста квалифицированных специалистов значительно сократилось время установления клинического диагноза, ускорилась маршрутизация пациента от момента поступления до начала лечения, что существенно влияет на процесс выздоровления [3, 4, 5]. Однако существуют индивидуальные особенности течения различных заболеваний, в том числе хирургического профиля, что приводит к запоздалой или неправильной диагностике заболевания [6, 7].
В последние годы наблюдается тенденция к возрастанию количества жалоб со стороны пациентов и их родственников, увеличение числа уголовных и гражданских дел в отношении врачей в связи с дефектами оказания медицинской помощи и профессиональными ошибками врачей.
Многие авторы разрабатывают способы предотвращения врачебных ошибок и снижения количества дефектов оказания медицинской помощи, в том числе и в оказании помощи пациентам с экстренной хирургической патологией органов брюшной полости, что позволяет говорить о непреходящей актуальности данной проблемы.
В экономически развитых странах, в том числе и в России, среди всех случаев госпитальных летальностей острые хирургические заболевания органов брюшной полости занимают лидирующее место. Частота встречаемости острой хирургической патологии органов брюшной полости в России, по данным за 2016–2019 гг., составила:
• острый аппендицит: 26–34 %.
• острый панкреатит 24–45 %.
• острый холецистит 24–25 %.