По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 366.6

Медиазависимость в современном мире как медиаугроза человечеству

Федорова Екатерина Денисовна студент факультета коммуникаций, медиа и дизайна (образовательная программа «Медиакоммуникации») Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20, e-mail: edfedorova@edu.hse.ru

В данной статье рассматриваются проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов, в частности проблема медиазависимости. Обосновывается идея о том, что медиазависимость является реальной угрозой целостности и социальной адекватности человека. Посредством анализа и сопоставления содержания современных зарубежных англоязычных источников с нынешним состоянием российского медиапространства, а также с помощью многочисленных актуальных примеров из области психологии и психиатрии показано, что медиазависимость оказывает деструктивное воздействие на целостность и социальную адекватность человека и является одной из главных медиаугроз.

Литература:

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — М.: Изд-во «Медиум», 1996. — С. 15–66.

2. В Индии подросток погиб под поездом, пытаясь сделать селфи // Российское агентство международной информации РИА «Новости». — 2016. — URL: http://ria. ru/world/20160201/1368259486.html (дата обращения: 05.04.2016).

3. В Пензе четыре девушки избили 13-летнюю школьницу из-за сломанной сигареты // Российский федеральный государственный информационный телеканал «Россия-24». — 2016. — URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2734650# (дата обращения: 05.04.2016).

4. Дисморфобия // Общедоступная мультиязычная универсальная интернетэнциклопедия со свободным контентом «Википедия». — 2016. — URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Дисморфобия (дата обращения: 04.04.2016).

5. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. — СПб.: Азбука-Аттикус, 2015.

6. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М., 2003.

7. Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2008. — 412 с.

8. Харрис М. Со всеми и ни с кем. Книга о нас — последнем поколении, которое помнит жизнь без Интернета. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 216 с.

9. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. — М.-СПб., 1997.

10. Эпидемия селфи: как россияне калечат себя ради эффектного кадра // Российское агентство международной информации РИА «Новости». — 2015. — URL: http://ria.ru/society/20150828/1212681518.html (дата обращения: 05.04.2016).

11. Baran S.J., Davis D.K. Mass communication theory: foundations, ferment, and future. — Boston, USA: Wadsworth Cengage Learning, 2009.

12. Costill A. 30 Things You Absolutely Need To Know About Instagram // Портал Search English Journal. — 2014. — URL: https://www.searchenginejournal.com/30things-absolutely-need-know-instagram/85991/ (дата обращения: 04.04.2016).

13. Ioan B., Iov T., Dumbrava A., Streba I., Ionescu S., Damian S. Implications of media violence on the aggression in children and adolescents // Revista de CercetaresiInterventieSociala. — Mar 2013. — Vol. 40.

14. Malone P. Dealing With Selfi es // Public Management (00333611). — Aug 2014.— Vol. 96. Issue 7.

15. Savastio R. Selfi es Cause Narcissism, Mental Illness, Addiction and Suicide? // Guardian Liberty Voice. — 2014. — URL: http://guardianlv.com/2014/04/selfi es-causenarcissism-mental-illness-addiction-and-suicide/ (дата обращения: 05.04.2016).

16. Self W. Madness of Crowds // New Statesman. — 1/16/2015.

17. Top 15 Most Popular Social Networking Sites | April 2016 // Портал eBiz MBA | TheeBusiness Guide. — 2016. — URL: http://www.ebizmba.com/articles/socialnetworking-websites (дата обращения: 04.04.2016).

Современный человек все больше и больше похож на шарнирную куклу с подвязанными к ней нитями. Вообразим, что нити — это средства массовых коммуникаций: социальные сети, информационные агентства, телевизионные программы, журналы, газеты и т.д. И чем больше к человеку привязано ниточек, тем проще им управлять. Однако может сложиться такая ситуация, что нитей окажется слишком много и человек элементарно в них запутается, оказавшись в западне. Его поглотит бездна, так давно и любовно его разглядывавшая [5], что о дороге назад можно позабыть. А это уже диагноз и грандиозная проблема сегодняшнего мира.

Целью нашего исследования является теоретическое и эмпирическое доказательство или опровержение тезиса о том, что медиазависимость — это реальная, а не потенциальная угроза целостности и социальной адекватности человека. Желание удовлетворить все большее количество потребностей с помощью медиа называется медиазависимостью. Как симптом такого рода зависимости у человека возникает необходимость в популярности, всеобщем внимании, иногда жестокости, причинении вреда и т.д. Степень влияния медиа прямо пропорциональна уровню общей зависимости людей от средств массовых коммуникаций, психологические расстройства личности во многом связаны с непрерывно развивающейся средой медиа и ее постоянным влиянием на человека.

Для подтверждения или опровержения гипотезы составим перечень необходимых задач:

1. Выработать грамотный понятийный аппарат, который поможет нахождению ответа, соответствующего реальности (определения терминов «медиазависимость», «социальная адекватность», «целостность личности», «подростковая жестокость», «селфи» и др.).

2. Ознакомиться с зарубежными англоязычными источниками, критически проанализировав их и сопоставив с нынешним состоянием медиасреды в России.

3. Найти адекватные примеры, отражающие расхождение с заявленным тезисом или, напротив, совпадение с ним.

В условиях технического прогресса средства массовых коммуникаций непрерывно совершенствуются. Количество информации растет в геометрической прогрессии. У людей появляется все больше возможностей приобретения гаджетов, а также упрощается технология их использования, тем самым позволяя людям пользоваться неограниченным количеством источников получения информации. Все чаще современный человек зарегистрирован в нескольких социальных сетях, в каждой из которых имеет новостную ленту, публикации «друзей», а также значительное количество активных диалогов, удерживающих человека в потоке непрекращающейся коммуникации. Портал Search Engine Journal сообщает, что только за 2014 год в сети Instagram зарегистрировано 150 млн активных пользователей и отправлено 16 млрд фото, а также ежедневно пользователи публикуют 55 млн фото и ставят 1,2 млрд «лайков» [12]. А ведь Instagram всего лишь седьмая по популярности социальная сеть [17]. Получается, что человек замещает собственные мыслительные процессы бесконечно льющейся информацией, во многом теряя идентичность, целостность, а в более опасных случаях — адекватность.

Для Цитирования:
Федорова Екатерина Денисовна, Медиазависимость в современном мире как медиаугроза человечеству. Ученый совет. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: