Как отмечено в литературе, «медиация как процедура альтернативного регулирования споров проходит этап становления в российской практике. Использование медиации в России не является нормой, но постепенно она приобретает известность среди юристов» [1].
Тем не менее мониторинг применения медиации с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации) пока еще свидетельствует об определенных трудностях, с которыми сталкивается становление данной формы разрешения споров в России.
В числе объективных причин низкой популярности медиации в России называют относительную новизну процедуры и отсутствие распространенной практики ее применения, нежелание сторон нести дополнительные финансовые затраты на оплату услуг медиатора, нежелание судебных представителей рекомендовать медиацию, поскольку в условиях российской практики это ведет к снижению их доходов.
Среди субъективных причин выделяют сохраняющийся высокий уровень конфликтности в обществе, стремление лиц, чье право нарушено, любой ценой привлечь нарушителя к ответственности, наказать, проучить обидчика; восприятие судебного решения как более «ценного» акта по сравнению с медиативным соглашением, имеющим статус гражданско-правовой сделки; пассивность сторон, не желание возложить ответственность за принятое решение на себя; недоверие к медиатору и неуверенность в способности медиатора решить возникший между сторонами конфликт.
Указанные, а также иные субъективные причины обусловлены в первую очередь неосведомленностью сторон об особенностях и преимуществах процедуры медиации; отсутствием навыков и традиций по проведению переговоров с целью урегулирования спора и низким уровнем правовой культуры (справка о практике применения судами Федерального закона от 27.06.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за 2015 год, утвержденная президиумом Верховного суда РФ 22.06.2016).