По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 308

Медиа в системе корпоративных коммуникаций

Жилавская Ирина Владимировна кандидат филологических наук, заведующая кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16-18. e-mail: zhiv3@yandex.ru

В статье впервые представлены концептуальные основы теории всеобщих медиа в контексте архитектуры производственного предприятия. В отличие от теории медиа как теории массовых коммуникаций, данный подход обеспечивает выход новых теоретических разработок в сферу производственных отношений. Медиа при таком подходе выполняют свою интегрирующую функцию, обеспечивая целостность системы как отдельной организации или компании, так и цифровой экономики в целом.

Литература:

1. Рифкин Дж. Третья промышленная революция: Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом / пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014; также см.: Шваб К. Четвертая промышленная революция. — М.: Эксмо, 2016.

2. Innis H.A. Empire and Communications. — Oxford: Clarendon Press, 1950.

3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Кучково поле, 2011.

4. Кастельс М. Власть коммуникации / пер. с англ. Н.М. Тылевич; под науч. ред. А.И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — С. 20—21.

5. Мультитран [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.multitran. ru/c/m.exe?a=5&s=searches (дата обращения 01.04.2019).

6. От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / Под ред. Е.Л. Вартановой: колл. монография. — М.: Изд-во Моск. ун-та; фак. журн. МГУ, 2019. — С. 4.

Статья поступила 12.05.2019 г.

Актуальность исследований в области коммуникации в условиях четвертой промышленной революции [1] все более возрастает. Это происходит в связи с многократным увеличением потоков информации и способов их доставки, а также с изменением самой структуры коммуникации. На смену вертикально направленным силам социального влияния пришли сначала горизонтальные коммуникации, а в настоящее время массовое распространение получают сетевые коммуникации. Иные пространственные связи принципиально меняют роли и функции всех участников информационного взаимодействия, разрушая сложившиеся иерархические структуры, традиционные нормы и правила. В этих условиях возникают вопросы, связанные с иными процессами обмена информацией в различных системах, средах, организмах.

Каким образом ведут себя средства коммуникации — медиа — в системе производственных отношений? Как они влияют на производственные процессы, на технологии менеджмента, систему управления качеством, эффекты корпоративных коммуникаций?

Открытие теоретических изысканий в области средств коммуникации связывают с Торонтской школой коммуникации. Гарольду Адамсу Иннису [2], исследователю культуры и формирующей роли средств коммуникации, принадлежат разработки в области изучения письменности как властного ресурса и технологии господства. В 1940-е гг. Иннис занялся исследованием воздействия средств коммуникации на типологию общественного устройства и выживание империй — от первобытного общества до середины ХХ в. В результате им была предложена концепция, объясняющая роль свободы коммуникаций в становлении, развитии и исчезновении с исторической арены крупнейших цивилизаций (Empire and Communication, 1950). Иннис, а вслед за ним и М. Маклуэн считали смену средств коммуникации двигателем общественного развития: разделенные территории соединяются в единое целое с помощью дорог, транспорта, денег, которые, по утверждению Маклуэна, и есть медиа [3].

Дальнейшие поиски движущих сил общественного развития приводят современных медиаисследователей к комплексному анализу природных, социально-экономических, культурных процессов. В частности, М. Кастельс подчеркивает, что коммуникационная власть находится в сердце структуры и динамики общества… Поскольку именно через коммуникацию человеческое сознание взаимодействует с его социальным и естественным окружением [4].

Для Цитирования:
Жилавская Ирина Владимировна, Медиа в системе корпоративных коммуникаций. Вопросы культурологии. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: