Статья поступила 12.05.2019 г.
Актуальность исследований в области коммуникации в условиях четвертой промышленной революции [1] все более возрастает. Это происходит в связи с многократным увеличением потоков информации и способов их доставки, а также с изменением самой структуры коммуникации. На смену вертикально направленным силам социального влияния пришли сначала горизонтальные коммуникации, а в настоящее время массовое распространение получают сетевые коммуникации. Иные пространственные связи принципиально меняют роли и функции всех участников информационного взаимодействия, разрушая сложившиеся иерархические структуры, традиционные нормы и правила. В этих условиях возникают вопросы, связанные с иными процессами обмена информацией в различных системах, средах, организмах.
Каким образом ведут себя средства коммуникации — медиа — в системе производственных отношений? Как они влияют на производственные процессы, на технологии менеджмента, систему управления качеством, эффекты корпоративных коммуникаций?
Открытие теоретических изысканий в области средств коммуникации связывают с Торонтской школой коммуникации. Гарольду Адамсу Иннису [2], исследователю культуры и формирующей роли средств коммуникации, принадлежат разработки в области изучения письменности как властного ресурса и технологии господства. В 1940-е гг. Иннис занялся исследованием воздействия средств коммуникации на типологию общественного устройства и выживание империй — от первобытного общества до середины ХХ в. В результате им была предложена концепция, объясняющая роль свободы коммуникаций в становлении, развитии и исчезновении с исторической арены крупнейших цивилизаций (Empire and Communication, 1950). Иннис, а вслед за ним и М. Маклуэн считали смену средств коммуникации двигателем общественного развития: разделенные территории соединяются в единое целое с помощью дорог, транспорта, денег, которые, по утверждению Маклуэна, и есть медиа [3].
Дальнейшие поиски движущих сил общественного развития приводят современных медиаисследователей к комплексному анализу природных, социально-экономических, культурных процессов. В частности, М. Кастельс подчеркивает, что коммуникационная власть находится в сердце структуры и динамики общества… Поскольку именно через коммуникацию человеческое сознание взаимодействует с его социальным и естественным окружением [4].