По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Матрица квалификации

Любовь Кузнецова юрист-консультант

Матрицы квалификации, отражающие по каждому работнику уровень показателей его деятельности (развитие навыков, умений и компетенций), широко используются в настоящее время. Они являются рабочими документами подобно таблице пропускной способности процесса, визуально отражающими актуальные мощности участка в направлении квалификации персонала.

С помощью матриц квалификации можно оценить подготовленность и квалифицированность персонала того или иного участка. Они обновляются по мере изменения их составляющих — появления нового работника и повышения квалификации любого из них (рис. 1).

Пример оформления матрицы представлен в табл. 1. Визуально матрица квалификации представляет собой перечень работников определенного участка (бригады, отдела и т. п.), имеющих одинаковый перечень показателей их квалификации, т. е. нельзя, например, сравнивать показатели литейного и механообрабатывающего участков. Количество показателей или компетенций, как представлено в примере, будет зависеть от сложности рассматриваемого процесса. Статус каждого показателя визуально отражается закрашиванием одного из сегментов круга. Таким образом, вновь принятый работник может применять соответствующие навыки при выполнении операций только под контролем опытного работника (закрашен один сегмент) для предотвращения ошибок. Работник, прошедший стажировку, может выполнять операции без контроля, но с периодической проверкой (закрашено два сегмента), а нормальная квалификация уже полностью освоившегося работника предполагает его способность самостоятельно выполнять ту или иную работу, требующую соответствующего навыка или компетенции.

Идеальным вариантом компетенции (закрашены все сегменты) считаем способность работника не только самостоятельно безошибочно работать, но и обучать других. Думаю, не стоит объяснять, к чему необходимо стремиться. При разработке матриц квалификации предусмотрите взаимосвязь между ними со стандартными операционными картами, если для выполнения определенной операции необходима определенная квалификация, то это должно быть отражено в СОК и т.д.

Из заполненной матрицы становится видна потребность в обучении как по каждому работнику, так и по каждому показателю, на основании чего можно планировать обучение и ставить сроки. Это следующий шаг алгоритма «Оценка необходимых квалификаций» и «Разработка планов обучения». Из матриц вы увидите основные показатели квалификации, которыми в настоящее время обладает недостаточное количество человек, что в некоторых ситуациях может привести к возникновению ошибок или задержек в процессе. В то же время развитие любого работника должно происходить по мере постепенного повышения квалификации, которая может выражаться различными показателями. План обучения в первую очередь должен акцентировать внимание на особо дефицитных профессиях и квалификациях. Он должен содержать темы и даты обучений, а также фамилии участников. На основании плана можно формировать схемы и графики ротации. Основная суть содержания графиков и схем ротации заключается в логическом понимании последовательности ротации работников определенного участка, а также формализации самой ротации. Графики и схемы могут быть как взаимодополняющими документами, так и применяться по отдельности. В таблице 2 приведен график ротации. По данному графику, размещенному на рабочем участке, каждый работник видит и понимает последовательность его перемещений по рабочим местам.

Для Цитирования:
Любовь Кузнецова, Матрица квалификации. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: