По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2402-06

Матрица компетенций медсестер. Как использовать, чтобы закрыть пробелы в знаниях и навыках

Светлана Анатольевна Казакова старшая медицинская сестра консультативной поликлиники педиатрического корпуса, ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В. Д. Середавина», 443095, г. Самара, ул. Ташкентская, 159, e-mail: s.kazakova70@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-6178-0560

Старшая медицинская сестра ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В. Д. Середавина» поделилась опытом, как эффективно распределить нагрузку и сформировать план развития подчиненных с помощью матрицы компетенций. Используйте новый инструмент для профессионального развития среднего медперсонала.

Литература:

1. Алаева Е. А. Матрица компетенции /Е.А. Алаева //Вестник науки и образования. — 2019. — № 22 (76); С. 9–11.

2. Олянич Д. В. Теория организации /Д. В. Олянич, Н. В. Ибрагимова, А. И. Чалова, Т. С. Ласкова и др. — Ростов н/Д: Феникс. — 2008; 408 с.

3. Хулхачиева К. У. Матрица общих и профессиональных компетенций /К. У. Хулхачиева. — Элиста, 2015; 26 с.

4. Черемисина Ж.Г. Оценка профессиональных компетенций сестринского персонала /Ж. Г. Черемисина //Медицинская сестра. — 2013. — № 5; С. 44–46.

1. Alaeva E. A. Competence matrix /E. A. Alaeva //Bulletin of science and education. — 2019. — No. 22 (76); pp. 9–11. (In Russian)

2. Olyanich D. V. Theory of organization /D. V. Olyanich, N. V. Ibragimova, A. I. Chalova, T. S. Laskova and others — Rostov n/a: Phoenix. — 2008; 408 p. (In Russian)

3. Khulkhachieva K. U. Matrix of general and professional competencies /K. U. Khulkhachieva. — Elista, 2015; 26 p. (In Russian)

4. Cheremisina Zh. G. Assessment of professional competencies of nursing staff / Zh. G. Cheremisina //Nurse. — 2013. — No. 5; pp. 44–46. (In Russian)

В 2022 году в медицинской организации столкнулись со следующими проблемами: первая — острый дефицит специалистов, вторая — разный опыт и стаж работы у сотрудников, что не позволяет им быть взаимозаменяемыми. Для того чтобы справиться с возникшими сложностями, была взята за основу методика построения матрицы компетенций.

Работа с матрицей компетенций проводилась в три этапа.

Первый этап

Для того чтобы составить матрицу компетенций, где каждый сотрудник мог отметить, какие задачи затрудняется выполнять, сначала выяснили, решение каких задач вызывает трудности у медицинских сестер, с какими проблемами они сталкиваются. Было проведено социологическое исследование в виде анкетирования. Результаты анкетирования показали две основные проблемы в работе медицинских сестер. Первая проблема — специалисты сестринского дела недовольны материальной мотивацией, в частности тем, что она напрямую не зависит от качества работы. Вторая проблема — сестринский персонал владеет не всеми необходимыми профессиональными навыками, в связи с этим специалисты считают, что выполняют задачи не своего уровня компетенции.

Почти половину трудностей, с которыми сталкиваются в повседневной работе, медицинские сестры связали со сложностью работы с современным программным обеспечением. При этом, почти каждый второй сотрудник предложил идеи, как улучшить свою работу.

На рисунке 1 отображена оценка специалистами сестринского дела факторов, которые сопровождают их профессиональную деятельность.

Второй этап

В ходе работы были определены задачи, решение которых вызывало трудности у каждой медицинской сестры (по отдельности): была составлена матрица компетенций, в которой медицинские сестры отмечали функции выполняемые и функции, не выполняемые из-за нехватки знаний и навыков.

Шкала для оценки функций из матрицы компетенции:

«0» — не выполняю, знаний и навыков по этой функции не имею;

Для Цитирования:
Светлана Анатольевна Казакова, Матрица компетенций медсестер. Как использовать, чтобы закрыть пробелы в знаниях и навыках. Медсестра. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: