Полезность человеческих ресурсов с каждым годом увеличивается посредством приобретения новых знаний и опыта. Следует отметить, что большую часть стоимости организации составляют нематериальные активы, а это в значительной мере интеллектуальный капитал, т. е. персонал. Именно поэтому в последние годы важным аспектом внимания российских компаний, наряду с ведущими западными, является концепция человеческого капитала.
Основная цель работодателя и сотрудника состоит в долгосрочном эффективном сотрудничестве. Однако при неправильном использовании человеческого капитала его эффективность быстро падает и даже может привести к огромным убыткам для организации. Наиболее верным решением для повышения успешности организации является построение эффективной и понятной для людей системы стимулирования персонала. Данная система позволяет повысить уровень эффективности и результативности компании путем стимулирования сотрудников к качественной реализации ее стратегических целей. Д. Нортон и Р. Каплан говорили: «Когда работник поймет, что его поощрение зависит от достижения стратегических целей, тогда стратегия станет поистине повседневной работой каждого» [1].
Сегодня существует большой перечень литературы, анализирующей стимулирование персонала. Однако эксперты считают, что к процессу стимулирования необходимо подходить комплексно, учитывая как физиологические, так и психологические особенности человека. Баланс в области стимулирования персонала может быть достигнут путем сочетания материальных и нематериальных инструментов стимулирования. Нет единого подхода для компаний всех отраслей, однако, комбинируя основы лучших мировых практик, а также адаптируя их под культурные и экономические особенности страны, у менеджмента компании есть возможность мотивировать людей на достижение новых высот.
Актуальность данного исследования состоит в большом многообразии подходов к управлению эффективностью персонала. Но немногие из них зарекомендовали себя в качестве работающих на практике.