По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Материальное и нематериальное стимулирование: вопросы и ответы

Миргород Е.Е. канд. экон. наук, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты «Развитие человеческого капитала», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: mirgorod_e_e@mail.ru,
Корецкая А.И. магистр экономики, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Эффективная работа компании во многом зависит от продуктивной работы сотрудников, на которых оказывают влияние те стимулы, которые разработаны в организации, в том числе как материальные, так и нематериальные. Их возможности и предпочтения работодателей и сотрудников анализируются в представленных материалах.

Литература:

1. Ветлужских Е. А. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. — 7-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 159 с.

2. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Теория и практика / А.А. Литвинюк, С.Ж. Гончарова, В.В. Данилочкина [и др.]. — М.: Юрайт, 2014. — 398 с.

3. Центр креативных технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.inventech.ru/lib/ management/management-0031/ (дата обращения: 07.06.2019).

4. Шарипова Н.А., Бусс Д.В. Различия между мотивацией и стимулированием персонала // СТЭЖ. 2016. № 2 (23) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/razlichiya-mezhdu-motivatsiey-istimulirovaniem-personala (дата обращения: 30.06.2019).

5. Зеленова О. Н., Севастьянова Н.В. Мотивация персонала в мультинациональной организации. — М.: РУДН, 2008. — 235 с.

6. Обзор вознаграждения — 2018 // Отчет международной консалтинговой фирмы KORN FERRY [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://terrnews. com/exclusives/237470-eksperty-v90-rossiyskih-kompaniy-v-2018-godupovysyat-zarplaty. html (дата обращения: 15.07.2019).

7. Как российским компаниям сокращать ущерб, повышая благополучие своих сотрудников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hr-elearning.ru/kak-kompaniyamsokrashhat-uscherb-povyshayablagopoluchie-sotrudnikov/ (дата обращения: 15.06.2019).

8. Мандражи З.Р., Асанова З.С. Основные направления совершенствования системы нематериального стимулирования персонала // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 2 (7) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/osnovnye-napravleniya-sovershenstvaniya-sistemy-nematerialnogostimulirovaniya-personala (дата обращения: 30.06.2019).

9. Милкович Д.Т., Ньюман Д.М. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала. Пер. с англ. Белоус И.Л. — М.: Вершина, 2005. — 760 с.

10. Митрофанова А.Е. Современные системы нематериального стимулирования персонала организации // Вестник ГУУ. — 2016. — №11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennyesistemy-nematerialnogo-stimulirovaniyapersonala-organizatsii (дата обращения: 30.06.2019).

11. 10 методов нематериальной мотивации персонала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kirulanov.com/10-metodovnematerialnoj-motivacii-personala/ (дата обращения: 15.05.2019).

12. Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. Организационное поведение. — М.: КНОРУС, 2017. — 272 с.

13. Сидоров Н.В. Мотивация талантов для инновационной экономики// Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — № 7. — С. 46–47.

14. K u l a p o v M . , O d e g o v Yu . , Sidorova V., Sidorov N., Zotova E. Corporate Culture of Organization: Typical and Russian model // Montenegrin Journal of Economics. — 2019. — Vol. 15. — No. 1. — P. 215–226.

Полезность человеческих ресурсов с каждым годом увеличивается посредством приобретения новых знаний и опыта. Следует отметить, что большую часть стоимости организации составляют нематериальные активы, а это в значительной мере интеллектуальный капитал, т. е. персонал. Именно поэтому в последние годы важным аспектом внимания российских компаний, наряду с ведущими западными, является концепция человеческого капитала.

Основная цель работодателя и сотрудника состоит в долгосрочном эффективном сотрудничестве. Однако при неправильном использовании человеческого капитала его эффективность быстро падает и даже может привести к огромным убыткам для организации. Наиболее верным решением для повышения успешности организации является построение эффективной и понятной для людей системы стимулирования персонала. Данная система позволяет повысить уровень эффективности и результативности компании путем стимулирования сотрудников к качественной реализации ее стратегических целей. Д. Нортон и Р. Каплан говорили: «Когда работник поймет, что его поощрение зависит от достижения стратегических целей, тогда стратегия станет поистине повседневной работой каждого» [1].

Сегодня существует большой перечень литературы, анализирующей стимулирование персонала. Однако эксперты считают, что к процессу стимулирования необходимо подходить комплексно, учитывая как физиологические, так и психологические особенности человека. Баланс в области стимулирования персонала может быть достигнут путем сочетания материальных и нематериальных инструментов стимулирования. Нет единого подхода для компаний всех отраслей, однако, комбинируя основы лучших мировых практик, а также адаптируя их под культурные и экономические особенности страны, у менеджмента компании есть возможность мотивировать людей на достижение новых высот.

Актуальность данного исследования состоит в большом многообразии подходов к управлению эффективностью персонала. Но немногие из них зарекомендовали себя в качестве работающих на практике.

Для Цитирования:
Миргород Е.Е., Корецкая А.И., Материальное и нематериальное стимулирование: вопросы и ответы. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: