Текущее материально-техническое состояние зданий государственной системы здравоохранения Российской Федерации отражается на одном ключевых комплексных показателей, характеризующих эффективность ирезультативность национальных систем охраны здоровья граждан — доступность медицинской помощи. Снижение данного показателя напрямую влияет на качество жизни населения. Доступность медицинской помощи — комплексный и многокомпонентный показатель, который включает в себя как физическую доступность медицинской помощи (расположение медицинских организаций в транспортной или шаговой доступности), так и наличие врачей необходимых специальностей и надлежащей численности (согласно нормативам) [1]. Помимо этого, доступность — это возможность удаленной записи на прием к врачу, длительность листа ожидания лечебно-диагностический процедур и манипуляций, возможность выбора специалиста и т. д. Более того, на доступность медицинской помощи, по мнению многих авторов, напрямую влияют условия оказания услуг, а именинно — материально-техническое состояние и оснащение зданий медицинских организаций, наличие или отсутствие телефонной связи, горячего и холодного водоснабжения и многое другое [2]. Все указанные параметры относятся не только к сервисному компоненту сферы медицинские услуг, но и зачастую могут влиять на санитарно-эпидемиологические условия оказания помощи [3].
Стоит отметить, что условия комфортного пребывания в помещении медицинских организаций в целом могут отражаться на степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг. Этот фактор, помимо прочих, формируют имидж государственных медицинских организаций. Согласно целям и задачам приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», необходимо достигнуть повышение удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях до 60% в 2020 году и до 70% к 2022 году [4]. Безусловно, это невозможно без проведения модернизации и материально-технического усовершенствования зданий и помещений медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. Ряд социологических опросов свидетельствуют о том, что на «негативный» имидж государственных медицинских организаций влияет уровень комфортного пребывая в последних [5].