Давно мечтала побывать в Ижме — уникальном для края и Республики Коми селе со своими традициями, культурой, национальными особенностями быта. Да все как-то не приходилось. Много слышала и о масштабном ежегодном республиканском национальном празднике «Луд», на который съезжаются коми-ижемцы со всех уголков страны, и о старинном величественном храме Ижемского района, и о замечательных людях, проживающих там.
В 2017 году Ижма отметила 450-летний юбилей, и мне довелось побывать в селе именно в этом юбилейном году. Старинное село было образовано в 1567–1576 годах. Его основателями стали коми, переселившиеся сюда с Выми и Верхней Мезени. Побывавший здесь в конце XIX века архангельский губернатор Александр Энгельгардт упомянул в книге о своей поездке старинную летопись ижемской церкви. В древней рукописи было указано, что Ижма возникла в 1567 году.
Удивительно… в глухой тайге увидеть большое, оживленное и ухоженное село, причем Ижма — столица с четырьмя «пригородами» за рекой (Гам, Мохча, Бакур, Сизябск), в ней живет половина всех ижемцев. Центр поселка — советский ДК, в его дворе Преображенская церковь (1828). На главной улице — несколько «миллионерских» изб, одну занимает краеведческий музей.
Невероятно красивые места. Само село приятно удивило чистотой. Чувствуется, что люди любят эту землю, любят дома, в которых живут, любят гостей, которые к ним приезжают. Общаются здесь на коми языке. И так здорово его слушать! А когда переходят на русский, певуче окают, как бы игриво растягивая слова.
Приятно удивило то, что и парни, и девушки представлялись коренными ижемцами, подчеркивая этот статус. Подрастающее поколение гордится своей малой родиной. А старшее поколение до сих пор надевает на праздники национальные костюмы, доставшиеся от предков.
Происхождение ижемцев издавна привлекало внимание русских историков и этнографов. «Ижма населена троякого племени народом, — писал в XVIII веке академик Иван Лепехин. — Первые поселяне были зыряне. Ижемцы обитали около реки Ижмы и в других местах Яренского уезда. Затем к ним присовокупились многие российские семьи и некоторые из самоедов, принявших святое крещение. Все сие жители говорят по-зырянски».