По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Массовые открытые онлайн-курсы: новый инструмент образовательной политики

Еремина Ярослава Вячеславовна аспирант Дипломатической академии МИД России, e-mail: eryomina.yaroslava@gmail.com

Бурный технологический рост, социальные и демографические изменения мира привели к появлению новых требований к сфере образования. Традиционные институты, предполагающие обучение лицом к лицу, не могут в полной мере обеспечить потребности растущего числа студентов. Новым инструментом в дистанционном образовании стали массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, MOOC), которые доступны для любого обучающегося вне зависимости от его социального статуса и того, где он живет. MOOC решают задачу повышения мобильности студентов и увеличения инклюзивности в обществе. Этот механизм может стать как дополнением к традиционным формам образования, так и их прямым конкурентом.

Литература:

1. Яковенко А. В. Почему мир становится для нас все менее предсказуемым//Дипломатическая служба. — 2019. — № 3.

2. Allen I. E., & Seaman J. (2014). Grade change: Tracking online education in the United States//[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.onlinelearningsurvey. com/reports/gradechange.pdf (Дата обращения: 6 марта 2020).

3. Egloff stein M., Ifenthaler D. Employee perspectives on MOOCs for workplace learning. TechTrends, 61 (1), 65–70, 2017.

4. Jansen D., Konings L. (2017). MOOC strategies of European institutions.//[Электронный ресурс] Режим доступа: https://eadtu.eu/home/publications (Дата обращения: 1 марта 2020).

Мир в ХХI веке претерпевает стремительные изменения. Технологическое развитие, переход на цифровые технологии и использование искусственного интеллекта влияют на то, как мы живем и работаем, повышают необходимость получения новых навыков и умений. Меняется демографический баланс мира: население Азии, Африки, Латинской Америки растет, в то время как европейское сокращается. Таким образом, существенной проблемой становится демографическое старение населения. В связи с этими тенденциями меняются требования к образованию. Приоритетной задачей становится доступ к обучению в течение всей жизни, необходимо также учитывать факторы инклюзивности, в том числе социокультурной, а также растущий спрос на образование в развивающихся странах.

Инновационная экономика также оказывает влияние на сферу образования. Потребность в инновациях увеличивает спрос на высококвалифицированных специалистов, в то время как демографический спад и отток специалистов оказывают давление на экономическую и социальную сферы в некоторых странах.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на развитие сферы образования, является интернационализация высшего образования и исследований, а также растущая мобильность студентов и персонала. Растущая студенческая мобильность и развитие новых технологий приводят и к развитию новых форм образования, в том числе дистанционного и онлайн-обучения.

Как отмечает ректор Дипломатической академии МИД РФ А. В. Яковенко, ожидание четвертой технологической революции, «основанной на интенсивном развитии информационных технологий и использования искусственного интеллекта, заставляет не только частный бизнес, но и целые государства искать новые подходы для достижения экономического роста и благополучия» [1]. Оказала влияние четвертая технологическая революция и на сферу образования. Новым инструментом дистанционного образования на этом этапе стали платформы MOOC (Massive Open Online Courses) — массовые открытые онлайн-курсы. Это образовательная технология, позволяющая всем желающим получать доступ к курсам и образовательным программам, представленным на специальных платформах. Среди зарубежных платформ наиболее популярными являются Coursera (более 40 млн пользователей), EdX (также более 40 млн зарегистрированных пользователей), GCFGlobal (более 24 млн пользователей), а также Udacity (более 10 млн). Крупнейшей в России платформой MOOC является «Национальная платформа открытого образования» — совместный проект восьми ведущих российских академических институтов: МФТИ, УрФУ, МГУ, НИУ ВШЭ, МИСиС, ИТМО, СПбГУ и Политеха. По состоянию на март 2020 г. на платформе было доступно в общей сложности более 500 курсов, а общее число зарегистрированных учащихся составило более 2 млн человек.

Для Цитирования:
Еремина Ярослава Вячеславовна, Массовые открытые онлайн-курсы: новый инструмент образовательной политики. Дипломатическая служба. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: