Мир в ХХI веке претерпевает стремительные изменения. Технологическое развитие, переход на цифровые технологии и использование искусственного интеллекта влияют на то, как мы живем и работаем, повышают необходимость получения новых навыков и умений. Меняется демографический баланс мира: население Азии, Африки, Латинской Америки растет, в то время как европейское сокращается. Таким образом, существенной проблемой становится демографическое старение населения. В связи с этими тенденциями меняются требования к образованию. Приоритетной задачей становится доступ к обучению в течение всей жизни, необходимо также учитывать факторы инклюзивности, в том числе социокультурной, а также растущий спрос на образование в развивающихся странах.
Инновационная экономика также оказывает влияние на сферу образования. Потребность в инновациях увеличивает спрос на высококвалифицированных специалистов, в то время как демографический спад и отток специалистов оказывают давление на экономическую и социальную сферы в некоторых странах.
Еще одним фактором, оказывающим влияние на развитие сферы образования, является интернационализация высшего образования и исследований, а также растущая мобильность студентов и персонала. Растущая студенческая мобильность и развитие новых технологий приводят и к развитию новых форм образования, в том числе дистанционного и онлайн-обучения.
Как отмечает ректор Дипломатической академии МИД РФ А. В. Яковенко, ожидание четвертой технологической революции, «основанной на интенсивном развитии информационных технологий и использования искусственного интеллекта, заставляет не только частный бизнес, но и целые государства искать новые подходы для достижения экономического роста и благополучия» [1]. Оказала влияние четвертая технологическая революция и на сферу образования. Новым инструментом дистанционного образования на этом этапе стали платформы MOOC (Massive Open Online Courses) — массовые открытые онлайн-курсы. Это образовательная технология, позволяющая всем желающим получать доступ к курсам и образовательным программам, представленным на специальных платформах. Среди зарубежных платформ наиболее популярными являются Coursera (более 40 млн пользователей), EdX (также более 40 млн зарегистрированных пользователей), GCFGlobal (более 24 млн пользователей), а также Udacity (более 10 млн). Крупнейшей в России платформой MOOC является «Национальная платформа открытого образования» — совместный проект восьми ведущих российских академических институтов: МФТИ, УрФУ, МГУ, НИУ ВШЭ, МИСиС, ИТМО, СПбГУ и Политеха. По состоянию на март 2020 г. на платформе было доступно в общей сложности более 500 курсов, а общее число зарегистрированных учащихся составило более 2 млн человек.