По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Массовые открытые онлайн-курсы как инновационные формы обучения в вузах

Д.А. Канарейко ассистент кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет

Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие цифровых технологий провоцирует формирование цифровой образовательной среды и, как следствие, увеличивает потенциал дистанционного обучения, где особая роль отводится развитию массовых открытых онлайнкурсов (МООК). В статье проведен анализ МООК, представлены основные участники рынка МООК, представлены образовательные выгоды от использования МООК. Определено, что МООК позволяют идти в ногу с развитием образования и улучшают качество преподавания.

Литература:

1. Абашева О.Ю., Бабина Е.Н., Бондаренко Г.В. и др. Прикладные, поисковые и фундаментальные социально-экономические исследования: интеграция науки и практики. — Самара: ООО «Поволжская научная корпорация», 2018.

2. Кауфман Н.Ю., Ширинкина Е.В. Формирование человеческого капитала как детерминанта развития экономики знаний // Экономика образования. — 2018. — №3.

3. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В., Влияние цифровых технологий отраслей промышленности на потенциальный экономический эффект // Мир экономики и управления. — 2019. — Т. 19. — № 2.

4. Кельчевская Н. Р., Ширинкина Е. В. Региональные детерминанты эффективного использования человеческого капитала в цифровой экономике // Экономика региона. — 2019. — Т. 15. — № 2.

5. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В. Интеграция образовательных и профессиональных стандартов в условиях реформирования: проблемы и пути решения // Университетское управление: практика и анализ. — 2018. — Т. 22. — № 1.

6. Ширинкина Е.В. Моделирование влияния компонентов человеческого капитала на уровень цифровизации промышленных предприятий // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2019. — № 1 (29).

7. Ширинкина Е.В. Оценка спроса на цифровые кадры в условиях развития технологий «Индустрии 4,0» // Труды международного симпозиума Надежность и качество. — 2019. — Т. 2.

8. Ширинкина Е.В. Принципы управления обучением в цифровой среде // Экономика образования. — 2019. — № 4 (113).

9. Ширинкина Е.В. Управление обучением в цифровой среде // Юрист вуза. — 2019. — № 4.

10. ATD. Training Industry Report, 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://trainingmag.com/sites/ default/files/images/Training_Industry_ Report_2016.pdf (дата обращения: 22.03.2019).

11. Coursera. Google IT Support Professional Certifi cate, 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. coursera.org/specializations/google-it-support дата обращения: 22.03.2019).

12. Kelchevskaya, N.R. & Shirinkina, E.V. & Strih, N.I. (2019). Estimation of interrelation of components of human capital and level of digitalization of industrial enterprises by method of modeling of structural equations // 1st International Scientifi c Conference «Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth» (MTDE 2019). — Advances in Economics, Business and Management Research, volume 81.

13. Kelchevskaya N.R., Shirinkina E.V., Strih N.I. Evaluation of Digital Development of Human Capital of Enterprises // 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019). — Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 298.

14. Shirinkina E., Kodintsev A. Management of human capital in the national economy: Estimation and simulation // Revista Espacios. 2018.– V. 39. — № 44.

Новая технологическая революция («Четвертая промышленная революция») приводит к широкому распространению цифровых технологий, где применение искусственного интеллекта, робототехники, виртуальной реальности и других инноваций оказывает мощное влияние на характер обучения и работы [6, с. 261]. Цифровизация экономики ведет к проникновению технологий в рабочую среду и личное пространство каждого человека. По данным НИУ ВШЭ, четыре пятых населения России (81%) в возрасте от 15 до 72 лет когда-либо пользовались персональным компьютером, столько же — Интернетом [13]. Однако темпы цифровизации превышают развитие навыков и умений в области применения средств цифровой среды большинства людей. Поэтому остро встает вопрос о цифровой грамотности населения, особенно в профессиональной среде [1, 3, 6].

Большинство людей все еще понимают под обучением формальное обучение в школе, университете и т.п. Однако существует много других возможностей для приобретения знаний и развития навыков в течение жизни. Обучение происходит неизбежно и постоянно. Ключевым фактором конкурентоспособности личности профессионала и компании в мире VUCA становится принцип непрерывности образования [5]. Процесс, лежащий в основе, — непрерывное обучение (lifelong learning) — постоянный, добровольный и самомотивированный поиск знаний по личным или профессиональным причинам.

Обучение больше не может быть разделено на место и время для приобретения знаний (например, школы), а также место и время для применения приобретенных знаний (рабочее место) [2]. Вместо этого обучение можно рассматривать как постоянное и повседневное взаимодействие с другими людьми и с окружающим миром.

Вследствие быстрых изменений в технологиях и общественных связях важнейшим условием современного образования является последовательно структурированная, уровневая персонализация учебных действий [8, 9]. Необходимо предоставлять пользователям возможности осваивать учебные программы с комфортной для них скоростью и обеспечение большего уровня контроля над учебным процессом в целом. Такой спектр задач не может быть эффективно решен в рамках отдельного онлайн-курса или другого образовательного продукта, поставляемого изолированно. Получение персонализированной обратной связи, постановка персональных учебных целей, выбор устройства, на котором осуществляется обучение, как правило, требует функционал полноценных систем управления обучением (LMS), построенных по принципам адаптивного обучения [4, 7].

Для Цитирования:
Д.А. Канарейко, Массовые открытые онлайн-курсы как инновационные формы обучения в вузах. Юрист ВУЗа. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: