По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.6 DOI:10.33920/nik-02-2404-03

Массовые действа Французской буржуазной революции: функции и эстетика

Стрельцова Дарья Александровна заместитель заведующего кафедрой, старший преподаватель кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: dgorinova@mail.ru, ORCID: 0009-0005-5547-3272

Массовый праздник как многогранное общественно-культурное явление, связанный с жизнедеятельностью социума и каждого человека, является сильнейшим инструментом воздействия на развитие духовных, нравственных и патриотических чувств людей. Истоки социальных и революционных праздников связаны с массовыми празднествами Великой Французской буржуазной революции 1789 г. Помимо социально-политических изменений, кардинально изменилась также социально-культурная и духовная жизнь народа. Революционное движение породило великолепные массовые зрелища, отразившие новые идеи и бунтарский дух эпохи, а само общество нуждалось в народных празднествах такого размаха. Материалы статьи, в которой показана история французских массовых действ, могут быть полезны в рамках курсов «История», «Социально-культурная деятельность».

Литература:

1. Буржуазия и Великая Французская революция / Гусейнов Э.Е., Кожокин Е.М., Ревякин А.В., Туган-Барановский Д.М. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 214 с.

2. Костина А.В. Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 144 с.

3. Костина А.В. Популярная культура (Энциклопедия гуманитарных наук) // Знание. Понимание. Умение. — 2005, №3. — С. 213–215.

4. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление [Текст]: Опыт ист.-теорет. исслед. — М.: Наука, 1978. — 392 с.

5. Маркс К. Сочинения [Текст]: в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1954 // Электронная библиотека Royallib.com. [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/read/marks_karl/sobranie_sochineniy_tom_8.html#0 (дата обращения: 16.02.2024).

6. Озуф М. Революционный праздник: 1789–1799. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — 416 с.

7. Празднества Великой Французской революции. [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/8_200824_glava--prazdnestva-velikoy-frantsuzskoy-revolyutsii. html (дата обращения: 16.02.2024).

8. Роллан Р. Собрание сочинений [Текст]: в 14 т.: [пер. с фр.] / [под общ. ред. и со вступ. статьей, с. V-LXI, И. Анисимова]. — М.: Гослитиздат, 1954–1958. — 14 т. — Т. 14. Вопросы эстетики. — Т. 14: Театр. Живопись. Литература / Вступ. статья И. Анисимова, с. 5–42. — 1958. — 832 с.

9. Хореографы эпохи Просвещения. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal. ru/kultura/iskusstvo-baleta/library/2017/03/10/horeografy-epohi-prosveshcheniya (дата обращения: 16.02.2024).

1. Burzhuaziya i Velikaya Frantsuzskaya revolyutsiya / Guseynov E.Ye., Kozhokin Ye.M., Revyakin A.V., Tugan-Baranovskiy D.M. — M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1989. — 214 s.

2. Kostina A.V. Sootnosheniye traditsionnosti i tvorchestva kak osnova sotsiokul'turnoy dinamiki. — M.: Knizhnyy dom «LIBROKOM», 2010. — 144 s.

3. Kostina A.V. Populyarnaya kul'tura (Entsiklopediya gumanitarnykh nauk) // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2005, №3. — S. 213–215.

4. Mazayev A.I. Prazdnik kak sotsial'no-khudozhestvennoye yavleniye [Tekst]: Opyt ist.-teoret. issled. — M.: Nauka, 1978. — 392 s.

5. Marks K. Sochineniya [Tekst]: v 30 t. / K. Marks, F. Engel's. 2-ye izd. M.: Gospolitizdat, 1954 // Elektronnaya biblioteka Royallib.com. [Elektronnyy resurs]. URL: https://royallib. com/read/marks_karl/sobranie_sochineniy_tom_8.html#0 (data obrashcheniya: 16.02.2024).

6. Ozuf M. Revolyutsionnyy prazdnik: 1789–1799. — M.: YAzyki slavyanskoy kul'tury, 2003. — 416 s.

7. Prazdnestva Velikoy Frantsuzskoy revolyutsii. [Elektronnyy resurs]. URL: https:// studopedia.ru/8_200824_glava--prazdnestva-velikoy-frantsuzskoy-revolyutsii.html (data obrashcheniya: 16.02.2024).

8. Rollan R. Sobraniye sochineniy [Tekst]: v 14 t.: [per. s fr.] / [pod obshch. red. i so vstup. stat'yey, s. V-LXI, I. Anisimova]. — M.: Goslitizdat, 1954–1958. — 14 t. — T. 14. Voprosy estetiki. — T. 14: Teatr. Zhivopis'. Literatura / Vstup. stat'ya I. Anisimova, s. 5–42. — 1958. — 832 s.

9. Khoreografy epokhi Prosveshcheniya. [Elektronnyy resurs]. URL: https://nsportal. ru/kultura/iskusstvo-baleta/library/2017/03/10/horeografy-epohi-prosveshcheniya (data obrashcheniya: 16.02.2024).

Праздники Великой Французской революции являются важной вехой на пути развития массовых действ — они заключали в себе совершенно новую форму содержания и новую эстетику, не характерную для эпохи. Главной задачей праздников было вовлечение в них многочисленных масс, где народ становился основным действующим лицом праздника. Победный дух, мощное воодушевление масс, захватившее Францию в момент революции, способствовали организации на улицах городов торжественных шествий. «Как ни мало героично буржуазное общество, — писал К. Маркс, — для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов» [5]. Лозунг революции «Свобода, равенство, братство» объединил на время множество разных сословий с помощью массовых празднеств. Один из лидеров Французской революции Максимилиан Робеспьер утвердил серию национальных праздников: Верховного существа, Человеческого рода, французского народа, благодетелей человечества, мучеников Свободы, бойцов Республики, Траурных Воспоминаний, Революционных Побед, и т.д. Теперь акцент был сделан не на монархические праздники и не на природно-календарные, но на французский революционный календарь.

«Люди основавшие современное господство буржуазии», — замечал Ф. Энгельс, — были всем чем угодно, но только не людьми буржуазноограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений… Герои того времени не стали еще рабами разделения труда, ограничивающего, создающего, однобокость, влияние которого мы так часто наблюдаем у их преемников… они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми» [5].

Революционные праздники носили синтетический характер, соединение различных видов искусств, причем, определить, какой их них был главным, трудно — в этом была их отличительная черта. Использовалась музыка, хоровое пение, разыгрывались сцены, разворачивалась пантомима, создавались специальные костюмы, громыхали пушки и пиротехника, эмблемами украшались площадки и улицы. Обязательным атрибутом праздников Французской революции были торжественные шествия, завершающиеся обязательно кульминационным представлением. Толпа обязательно делала остановки у памятных мест. Поскольку эти действа сопровождались манифестациями и шествиями многотысячной толпы, это придавало им вселенский масштаб.

Для Цитирования:
Стрельцова Дарья Александровна, Массовые действа Французской буржуазной революции: функции и эстетика. Ученый совет. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: