По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.019.5

Массовая коммуникация: понятие, основные подходы, ведущие концепции

Макаревич Эдуард Федорович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор социологических наук Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5 E-mail: ifpi@mosgu.ru
Карпухин Олег Иванович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5 E-mail: ifpi@mosgu.ru

В статье показано, что коммуникация — это способ обрести и передать понимание и влияние. На этом строятся политика, экономика, бизнес, культура, взаимодействие людей с окружающим миром. Авторы показывают, что понимание, объяснение, убеждение, влияние есть обмен информацией и выстраивание коммуникаций. Представлены подходы к трактовке понятия «коммуникации», проанализированы концепции коммуникативных действий. Материал может быть рекомендован для подготовки в рамках курса «Связи с общественностью».

Литература:

1. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. — СПб., 2001.

2. Голицына А. Интернет потеснил в России все остальные медиа // Ведомости. — 18.04.2012.

3. Западная социология. — СПб., 1997.

4. Исследование: 74% пользователей Рунета считают, что без Интернета их жизнь кардинально изменится (2012) // Gazeta.SPb.ru. — 2012.02.08.

5. Кенни Ч. Революция из ящика // newtimes.ru > articles/detail/9502/.

6. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — М., 1999.

7. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. — М., 1996.

8. Россияне смотрят ТВ около 4 часов в день (2010) // Кабельщик. — Cableman. ru > node/ 970/ 2010/08/11/.

9. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М., 2004.

10. Фролов C.C. Основы социологии. — М., 1997.

11. Чехов А. Рассказы и повести. — М., 1981.

12. Burkly W. Sociology and Modern Systems Theory. — Oxford, 1967.

13. Giddens A. Beyond Left and Right: The Future of Radical Politics. — Cambridge: Polity, 1994.

14. Habermas J. Legitimation Grisis. — Boston: Neacon Press, 1975.

15. Lasswell H. The structure and function of communication in society. In: Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. — N.Y.: Harper and Brothers, 1948.

16. Thompson J. Ideology and Modern Culture. — Oxford: Polity Press, 1990. — P. 219.

17. Tumber H. (1993b), «Taming the Truth», British Journalism Review, 4 (1). P. 37.

Пожалуй, Николай Васильевич Гоголь первым употребил слово «коммуникация» в русском языке, назвав Невский проспект в СанктПетербурге «всеобщей коммуникацией», где все встречаются со всеми, обмениваясь информацией.

Устоявшееся определение коммуникации (от лат. communis — «общий») означает процесс передачи информации от одного человека к другому, от одного субъекта к другому, от субъекта к объекту с целью сообщения некоего смысла. Но при этом передача информации становится актом взаимодействия людей, когда присутствует обратная связь, то есть известна реакция на эту информацию.

Коммуникация как процесс обмена информацией между людьми, между властью, бизнесом, культурой и обществом позволяет им непрерывно взаимодействовать между собой и с окружающим миром.

Модель коммуникации, описанная Г. Лассуэллом в его работе 1948 года «Структура и функции коммуникации в обществе» [15], не потеряла своей актуальности и по сей день. И сегодня важно и интересно, кто передает сообщение, что содержит это сообщение и как оно закодировано (текстом, изображением, музыкой, аудио- или видеорядом и т.д.), по каким каналам коммуникации передается, кому предназначено (каким общественным группам) и какая реакция следует на это сообщение. Эта модель объясняет, каким образом коммуникация обеспечивает социальное взаимодействие с помощью продвижения информации, несущей определенные образы.

С течением времени эта коммуникационная модель не изжила себя. Она усложнялась, как усложнялся и мир, в котором она использовалась. Сегодня существует немало ее вариативных определений, отвечающих социальной практике информационного общества. Автор одной из таких вариаций, отвечающей современному духу модели Г. Лассуэлла, Д. Томпсон так определяет коммуникацию, ставшую массовой: «Массовая коммуникация — это институализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации» [6, c. 10].

В институализированном производстве образов (символических материалов) участвует сеть институтов — институты СМИ, гуманитарного образования, Церкви, рекламы, массовой культуры, массовых акций (так называемый медиаакционизм). Эти институты одновременно и каналы коммуникаций, занимающиеся массовым распространением создаваемых образов. К этим каналам относятся коммуникации публичные (СМИ), интерактивные (Интернет), контролируемые (спонсируемые), групповые (общественные форумы, учебные мероприятия, массовые акции).

Для Цитирования:
Макаревич Эдуард Федорович, Карпухин Олег Иванович, Массовая коммуникация: понятие, основные подходы, ведущие концепции. Ученый совет. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: