Проблема классического интернет-магазина в том, что он предлагает только те товары, которые имеет в своем распоряжении. То есть ассортимент ограничен, и проект рано или поздно сталкивается с так называемым «трафиковым потолком». При этом всю обработку, хранение и доставку заказов приходится делать самостоятельно.
Итак, посмотрим на функции интернет-магазина:
• Обеспечить маркетинг и товарный контент.
• Следить за наличием товаров и изменениями цен.
• Управлять ассортиментом.
• Организовывать биллинг.
• Обслуживать клиентов.
• Отправлять товары и принимать возвраты.
В таком формате e-commerce часто сталкивается с ситуацией, когда доходы растут медленнее, чем расходы. Потому на определенном этапе развития e-commerce появилась вторая (переходная) модель — дропшиппинг. Тут интернет-магазин выступает посредником между конечным покупателем и реальным продавцом товара. Фактически, он просто находит покупателей, передает информацию реальному собственнику товара и получает за это свою маржу. Но по сути, когда вы начинаете работать по модели дропшиппинга, меняется только 1 пункт — «Отправка товара при заказе», так как эту работу берут на себя сторонние поставщики.
Следующий логический этап развития e-commerce — модель маркетплейса. Этот формат существенно меняет подход к бизнесу в целом. Модель позволяет собрать на платформе неограниченную полку (то есть ассортимент) без ухудшения финансовых и коммерческих показателей, которые обычно отслеживаются в розничной компании. При этом ассортимент, представленный на маркетплейсе, может быть разных ценовых категорий и брендов, от разных поставщиков и с разными условиями доставки. Даже с разной ценой на один и тот же товар.
Модель маркетплейса еще и отличный способ выйти на новые рынки сбыта как в продуктовом смысле, так и в географическом.
В такой модели за маркетплейсом остается маркетинг, управление ассортиментом, выписка чека (в зависимости от модели).
Ответственность за качество товара и постпродажный сервис маркетплейс передает третьим лицам. Мерчанты также создают контент, актуализируют цены/наличие и, по сути, сами продают товары. Маркетплейс, подписывая договор с поставщиком, становится рекламной площадкой и работает за % от цены поставщика. Фактически, площадка не является продавцом.