По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Масштабирование e-commerce: какую бизнес-модель выбрать

Павленко А.В. руководитель платформы Scallium.pro, Москва, E-mail: avp@scallium.pro

С наступлением 2020 года мир перевернулся и ушел в онлайн. Пожалуй, наступил тот самый критический момент, когда даже самые олдскульные компании поняли: пора! Это напрямую касается и сферы электронной коммерции. Интернет-магазины и крупный ритейл поняли, что нужно трансформировать свою бизнес-модель, посмотреть на онлайн-покупки совсем под другим углом. Но как правильно выбрать эту модель? Ведь действовать нужно быстро, и при этом учитывать долгосрочные изменения в поведении клиентов. Когда-нибудь кризис закончится, но очевидно, что покупатели еще долго не вернутся к привычному ранее образу жизни. Если вообще вернутся. Поэтому, выбирая бизнес-модель, стоит сразу подумать о том, как этот бизнес будет масштабироваться.

Проблема классического интернет-магазина в том, что он предлагает только те товары, которые имеет в своем распоряжении. То есть ассортимент ограничен, и проект рано или поздно сталкивается с так называемым «трафиковым потолком». При этом всю обработку, хранение и доставку заказов приходится делать самостоятельно.

Итак, посмотрим на функции интернет-магазина:

• Обеспечить маркетинг и товарный контент.

• Следить за наличием товаров и изменениями цен.

• Управлять ассортиментом.

• Организовывать биллинг.

• Обслуживать клиентов.

• Отправлять товары и принимать возвраты.

В таком формате e-commerce часто сталкивается с ситуацией, когда доходы растут медленнее, чем расходы. Потому на определенном этапе развития e-commerce появилась вторая (переходная) модель — дропшиппинг. Тут интернет-магазин выступает посредником между конечным покупателем и реальным продавцом товара. Фактически, он просто находит покупателей, передает информацию реальному собственнику товара и получает за это свою маржу. Но по сути, когда вы начинаете работать по модели дропшиппинга, меняется только 1 пункт — «Отправка товара при заказе», так как эту работу берут на себя сторонние поставщики.

Следующий логический этап развития e-commerce — модель маркетплейса. Этот формат существенно меняет подход к бизнесу в целом. Модель позволяет собрать на платформе неограниченную полку (то есть ассортимент) без ухудшения финансовых и коммерческих показателей, которые обычно отслеживаются в розничной компании. При этом ассортимент, представленный на маркетплейсе, может быть разных ценовых категорий и брендов, от разных поставщиков и с разными условиями доставки. Даже с разной ценой на один и тот же товар.

Модель маркетплейса еще и отличный способ выйти на новые рынки сбыта как в продуктовом смысле, так и в географическом.

В такой модели за маркетплейсом остается маркетинг, управление ассортиментом, выписка чека (в зависимости от модели).

Ответственность за качество товара и постпродажный сервис маркетплейс передает третьим лицам. Мерчанты также создают контент, актуализируют цены/наличие и, по сути, сами продают товары. Маркетплейс, подписывая договор с поставщиком, становится рекламной площадкой и работает за % от цены поставщика. Фактически, площадка не является продавцом.

Для Цитирования:
Павленко А.В., Масштабирование e-commerce: какую бизнес-модель выбрать. Директор по маркетингу и сбыту. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: