По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Машиностроительный комплекс: состояние и перспективы развития

В среднесрочной перспективе росту производства основных промышленных направлений, включая: станкостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, разработку и производство военно-технических средств ОПК, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, дорожно-строительной техники, медицинского оборудования — призван способствовать ряд мер государственной поддержки, в том числе принятое постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1312 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов», во исполнение государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Ознакомившись с материалами, характеризующими имеющийся уровень и перспективы развития отечественного машиностроительного комплекса, можно провести анализ имеющихся данных в этой области за предшествующие годы и сделать прогноз на ближайшую перспективу.

Развитие машиностроительного комплекса (производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования) в 2014 г. определялось сокращением объемов производства высокотехнологичных секторов экономики, обусловленным соответствующим снижением инвестиционной активности и потребительского спроса.

При этом в целом в 2014 г. по отношению к 2013 г. по машиностроительному комплексу отмечается увеличение производства на 0,7 % (в 2013 г. было сокращение на 0,6 %). Так, отмечается существенный рост производства в 2014 г. относительно уровня 2013 г. транспортных средств и оборудования (8,5 %), при сокращении объемов производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 0,5 %) и машин и оборудования (на 7,8 %).

Определенный вклад в развитие машиностроительного комплекса внесла реализация мер государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики, в том числе в части: стимулирования спроса на продукцию российского производства (автомобильной, сельскохозяйственной, авиационной и морской техники), стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов (в автомобилестроении, станкостроении, сельхозмашиностроении, ОПК, транспортном машиностроении), стимулирования развития производственно-технологического потенциала отдельных секторов машиностроения (например, в рамках федеральных целевых программ).

Указанный период характеризовался низким уровнем загрузки производственных мощностей отдельных видов высокотехнологичных товаров (в части преобразователей переменного и постоянного тока — 22,3 %, вагонов грузовых магистральных — около 54,5 %, генераторов переменного тока (синхронных генераторов) — 36,3 %, автомобилей легковых — около 58,8 %, холодильников и морозильников бытовых — 52,6 %, аппаратуры приемной телевизионной, в том числе видеомониторов и видеопроекторов — 50 %), что в отдельных случаях свидетельствует о возможности потенциального роста в среднесрочной перспективе.

Для Цитирования:
Машиностроительный комплекс: состояние и перспективы развития. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: