Экспоненциальный рост электронной торговли стал ключевым объектом оценок в современном информационном обществе. По данным Juniper Research, рост рыночной экономики, непосредственно связанный с развитием маркетплейс-бизнес-моделей, удвоится к 2024 г. с 19 до 40 млрд долларов. Согласно Forbes, на мировом рынке функционируют более 40 маркетплейсов, которые имеют рыночную капитализацию более 1 млрд долларов. Среди них агрегатор такси Lyft (капитализация 5,5 млрд долларов) и др. [5].
В Российской Федерации значение маркетплейсов растет [2, 3], что подтверждается более чем 77 %-ной долей в обороте онлайн-продаж, зафиксированной в июле 2023 г. (рис. 1).
Структура каналов доставки с учетом формирования маркетплейсами конкурентных преимуществ представлена на рис. 2.
Сегодня маркетплейсы предлагают следующие модели организации торгово-технологических процессов [4] (как с учетом классических моделей fulfillment: FBO, FBS, DBS, так и гибридных):
FBO — преимущественный функционал локализован на складе маркетплейса. Продавец должен заранее отгрузить товары на склад маркетплейса, в дальнейшем от селлера не требуется практически никаких действий, помимо управления ценами. За дальнейшее управление товарами (обработку заказов, отгрузку, хранение) несет ответственность маркетплейс с учетом комиссии за свои услуги, согласно установленным тарифам;
• FBS — преимущественный функционал — на складе продавца. Товарные запасы выгружаются в базу маркетплейсов, при поступлении заказа, продавец обязан в установленные сроки осуществить отгрузку товара на склад. Предусмотрен штраф, если продавцом нарушены сроки доставки товара конечному покупателю;
• DBS — все торгово-технологические процессы осуществляются продавцом (хранение товарных запасов, погрузочно-разгрузочные работы, комплектация, доставка, передача товаров покупателю и др.), маркетплейс выступает в роли площадки-витрины;
• Click & Collect — покупатель оформляет заказ через маркетплейс и забирает его в ближайшем магазине по цене, установленной маркетплейсом;