По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 (06) DOI:10.33920/VNE-3-2404-03

Маркетплейсы как доминирующий онлайн-канал продаж в разрезе сравнительного анализа конкурентных преимуществ

Е. А. Красильникова РЭУ им. Г. В. Плеханова

Маркетплейсы сегодня являются преобладающим каналом продаж в электронной торговле, что можно фиксировать как устойчивый тренд на протяжении четырехлетнего периода. Доля оборота двух крупнейших маркетплейсов, функционирующих в сегменте e-commerce Российской Федерации, возросла с 51 % в 2020 г. до 77 % в 2023 г. В январе 2019 г. показатель достигал лишь 34 %. В сложившихся условиях исследовательский интерес представляет сравнительный анализ конкурентных преимуществ маркетплейсов — лидеров российского рынка.

Литература:

1. Брагин Л. А. Формирование лояльности в торговле в условиях цифровизации / Л. А. Брагин, А. Ф. Никишин // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2023. — Т. 2, № 3 (135). — С. 212–218.

2. Красильникова Е. А. Развитие электронной торговли в России через призму роста показателей маркетплейсов // Современная торговля: теория, практика, инновации: сборник материалов Х Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. — Пермь, 2022. — С. 103–108.

3. Красильникова Е. А. Развитие трансграничной электронной торговли в современных экономических условиях // Вызовы и решения для бизнеса: ВЭД в новых реалиях: сборник материалов III Международного внешнеэкономического научно-практи-ческого форума. — Москва, 2023. — С. 178–182.

4. Красильникова Е. А. Оценка потенциальных изменений устойчивости торговых организаций в фокусе E-commerce // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2023. — Т. 2, № 3 (135). — С. 186–193.

5. Майорова Е. А. Перспективы использования цифровых технологий в розничной торговле // Торговля будущего: вызовы времени, концепции, стратегии и модели развития: материалы Международной конференции — круглого стола к 115-й годовщине РЭУ им. Г. В. Плеханова / под общ. ред. А. Н. Столяровой, С. В. Панасенко. — Москва, 2022. — С. 84–87.

6. Майорова Е. А. Методические подходы к оценке качества торгового обслуживания в интернет-торговле / Е. А. Майорова, А. Ф. Никишин // Современная торговля: теория, практика, инновации: сборник материалов Х Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. — Пермь, 2022. — С. 45–50.

7. URL: https:// datainsight.ru/ (дата обращения: 22.11.2023).

1. Bragin L. A., Nikishin A. F. Formirovanie loialnosti v torgovle v usloviiakh tsifrovizatsii [Formation of loyalty in trade in the conditions of digitalization] // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniia [Economics and Management: Problems, Solutions]. — 2023. — Vol. 2. — No. 3 (135). — P. 212–218. (In Russ.)

2. Krasilnikova E. A. Razvitie elektronnoi torgovli v Rossii cherez prizmu rosta pokazatelei marketpleisov [Development of electronic commerce in Russia through the prism of growth of marketplace indicators] // Sovremennaia torgovlia: teoriia, praktika, innovatsii [Modern Trade: Theory, Practice, Innovation]: collection of materials of the X All-Russian scientific and practical conference with international participation. — Perm, 2022. — P. 103–108. (In Russ.)

3. Krasilnikova E. A. Razvitie transgranichnoi elektronnoi torgovli v sovremennykh ekonomicheskikh usloviiakh [Development of cross-border e-commerce in modern economic conditions] // Vyzovy i resheniia dlia biznesa: VED v novykh realiiakh [Challenges and Solutions for Business: Foreign Economic Activity in New Realities]: collection of materials of the III International Foreign Economic Scientific and Practical Forum. — М., 2023. — P. 178–182. (In Russ.)

4. Krasilnikova E. A. Otsenka potentsialnykh izmenenii ustoichivosti torgovykh organizatsii v fokuse E-commerce [Assessment of potential changes in the sustainability of trading organizations in the focus of e-commerce] // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniia [Economics and Management: Problems, Solutions]. — 2023. — Vol.

2. — No. 3 (135). — P. 186–193. (In Russ.)

5. Maiorova E. A. Perspektivy ispolzovaniia tsifrovykh tekhnologii v roznichnoi torgovle [Prospects for the use of digital technologies in retail trade] // Torgovlia budushchego: vyzovy vremeni, kontseptsii, strategii i modeli razvitiia [Trade of the Future: Challenges of the Time, Concepts, Strategies and Development Models]: materials of the International conference — round table for the 115th anniversary of the Plekhanov Russian University of Economics / eds. A. N. Stoliarova, S. V. Panasenko. — M., 2022. — P. 84–87. (In Russ.)

6. Maiorova E. A., Nikishin A. F. Metodicheskie podkhody k otsenke kachestva torgovogo obsluzhivaniia v internet-torgovle [Methodological approaches to assessing the quality of trade services in online trading] // Sovremennaia torgovlia: teoriia, praktika, innovatsii [Modern Trade: Theory, Practice, Innovation]: collection of materials of the X All-Russian scientific-practical conference with international participation. — Perm, 2022. — P. 45–50. (In Russ.)

7. Available at: https:// datainsight.ru/ (accessed: 11/22/2023)

Экспоненциальный рост электронной торговли стал ключевым объектом оценок в современном информационном обществе. По данным Juniper Research, рост рыночной экономики, непосредственно связанный с развитием маркетплейс-бизнес-моделей, удвоится к 2024 г. с 19 до 40 млрд долларов. Согласно Forbes, на мировом рынке функционируют более 40 маркетплейсов, которые имеют рыночную капитализацию более 1 млрд долларов. Среди них агрегатор такси Lyft (капитализация 5,5 млрд долларов) и др. [5].

В Российской Федерации значение маркетплейсов растет [2, 3], что подтверждается более чем 77 %-ной долей в обороте онлайн-продаж, зафиксированной в июле 2023 г. (рис. 1).

Структура каналов доставки с учетом формирования маркетплейсами конкурентных преимуществ представлена на рис. 2.

Сегодня маркетплейсы предлагают следующие модели организации торгово-технологических процессов [4] (как с учетом классических моделей fulfillment: FBO, FBS, DBS, так и гибридных):

FBO — преимущественный функционал локализован на складе маркетплейса. Продавец должен заранее отгрузить товары на склад маркетплейса, в дальнейшем от селлера не требуется практически никаких действий, помимо управления ценами. За дальнейшее управление товарами (обработку заказов, отгрузку, хранение) несет ответственность маркетплейс с учетом комиссии за свои услуги, согласно установленным тарифам;

• FBS — преимущественный функционал — на складе продавца. Товарные запасы выгружаются в базу маркетплейсов, при поступлении заказа, продавец обязан в установленные сроки осуществить отгрузку товара на склад. Предусмотрен штраф, если продавцом нарушены сроки доставки товара конечному покупателю;

• DBS — все торгово-технологические процессы осуществляются продавцом (хранение товарных запасов, погрузочно-разгрузочные работы, комплектация, доставка, передача товаров покупателю и др.), маркетплейс выступает в роли площадки-витрины;

• Click & Collect — покупатель оформляет заказ через маркетплейс и забирает его в ближайшем магазине по цене, установленной маркетплейсом;

Для Цитирования:
Е. А. Красильникова, Маркетплейсы как доминирующий онлайн-канал продаж в разрезе сравнительного анализа конкурентных преимуществ. Лизинг. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: