Важнейшим элементом современного РОП является самостоятельное планирование своей деятельности, определение новых путей развития, номенклатуры, объемов и стоимости выполняемых услуг с учетом собственных возможностей и потребностей рынка.
Ранее данные вопросы решались на государственном уровне и контролировались государственными органами управления сельским хозяйством. Сегодня они должны рассматриваться самими предприятиями.
Необходимость изучения рынка в РОП диктуют и заводы — изготовители сельскохозяйственной техники. При организации фирменных технических центров и выборе дилеров основными вопросами являются местоположение дилера, емкость рынка по продажам техники и услуг, их качество, имидж предприятия и взаимоотношения с потребителями.
Ответы на эти вопросы дает маркетинг. Именно поэтому в РОП должны создаваться структурные подразделения, отвечающие за маркетинг.
Маркетинг является одной из функций управления современной организацией, без которой невозможно ее функционирование. Ему принадлежит ключевая роль в поддержании баланса между процессами, происходящими во внешней и внутренней среде предприятия.
Трактовка маркетинга как рыночной концепции управления представляет собой систему организации и управления производственно-сбытовой и торговой деятельностью предприятий, ориентированной на требования рынка, реальные потребности покупателей в товарах и услугах. По сути, целью маркетинга является уменьшение неопределенности при товарном сбыте продукции [1].
В отличие от директивной экономики, основными принципом маркетинга являются нужды и запросы потребителя: необходимо производить то, в чем нуждается потребитель, а не продавать то, что произвел производитель.
Современная концепция маркетинга включает три основные задачи: ориентация на потребителя; подход к маркетингу как к общефирменному делу, успех которого зависит от всех функциональных подразделений и требует их структурной и организационной кооперации; ориентация на прибыль, т. е. на конечный результат всей производственной деятельности, определяющей конкретную тактику продаж. От решения этих задач зависит успешность реализации продукции.