Система здравоохранения играет принципиальную роль в социально-экономической политике государства, она обеспечивает сохранение здоровья населения и поддерживает качество жизни граждан на высоком уровне. В свою очередь, одним из важнейших аспектов данной системы является отрасль производства медицинских изделий. Данное звено оказывает влияние на уровень развития страны в целом, а потому заслуживает глубокого изучения.
В рамках данного исследования было проанализировано взаимодействие основных представителей системы здравоохранения — продавцов и покупателей медицинских товаров и услуг, а также поставщиков и потребителей информации из медицинской сферы, государственных органов, регулирующих деятельность разных участников рынка, бизнес-структур и т. д.
Предприятия — производители медицинских изделий и оборудования являются одними из ключевых участников рынка медицинских услуг и важнейшими субъектами системы здравоохранения. Государство оказывает серьезное давление на эту группу участников рынка, оно устанавливает жесткие стандарты оснащения, регламентирует технические характеристики медицинского оборудования, занимается разработкой мер по оказанию поддержки медицинской промышленности и производства.
Действия государства и строгий контроль за отраслью объясняются необходимостью увеличения доли работоспособного и социально активного населения и улучшения демографической ситуации в стране. Достижение целей демографической политики позволит повысить благосостояние граждан, улучшить качество жизни и ВВП страны.
Рынок высокотехнологичного медицинского оборудования России имеет свои особенности. На сегодняшний день его ключевыми игроками являются крупные зарубежные компании (Siemens, Philips, Toshiba, General Electric, Stryker). Российские производители на рынке практически не представлены. Ситуация объясняется следующими факторами: во-первых, отрасль отличается высокой степенью закрытости, технологическая база российских компаний существенно устарела, а кооперация с зарубежными производителями практически не осуществляется. Кроме того, продвижение медицинского оборудования отечественного производства на рынке существенно осложнено неэффективной маркетинговой политикой, которую реализуют российские производители.