Дальнейшее развитие высокопроизводительного экспортно ориентированного агропромышленного комплекса невозможно без формирования эффективной маркетинговой стратегии, позволяющей реализовать конкурентные преимущества агрокомпании и завоевать устойчивые позиции на рынке. Правильная маркетинговая стратегия позволяет агрокомпаниям эффективно продвигать свою продукцию, находить новые каналы сбыта и завоевывать доверие потребителей [5].
Основная задача АПК направлена на формирование устойчивого роста отрасли на 3% ежегодно [3].
В современных реалиях внешнеторговых ограничений и роста логистических расходов принятие обоснованных решений в агробизнесе в большой степени зависит от качества аналитического обеспечения стратегического управления отрасли [8].
В этой связи необходимо совершенствование инструментария маркетингового анализа факторов внешней и внутренней среды, влияющих на показатели реализации продукции АПК и позволяющих формировать стратегии развития компаний.
Цель исследования: развитие методических подходов к анализу маркетинговой деятельности компаний АПК, апробация методики на конкретной компании молочной промышленности.
Задачи исследования: рассмотрение методических подходов к маркетинговому анализу, классификация источников информации для анализа, предложение методики маркетингового анализа, выполнение анализа маркетинговой деятельности компании АПК, разработка предложений по выбору стратегии маркетинга.
Объектом исследования является методический инструментарий маркетингового анализа компаний АПК.
В процессе исследования использованы такие научные методы, как монографический, метод экспертных оценок, SWOT-анализ, анализ 5 сил Портера, РЕST-анализ, матрица БКГ.
В числе действенных инструментов поддержания и развития инфраструктуры «агрорынка» следует рассматривать маркетинг [4, 6]. Маркетинговый анализ компании АПК можно представить как процесс исследования зависимостей и факторов, влияющих на хозяйственную деятельность, способствующий принятию управленческих решений в области маркетинга. На основе результатов маркетингового анализа целесообразно формировать маркетинговую стратегию хозяйствующего субъекта.