По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6, ВАК 5.2.3 DOI:10.33920/sel-11-2408-03

Маркетинговый анализ в формировании стратегии развития компаний АПК

Трясцина Н. Ю. канд. экон. наук, доцент кафедры экономической безопасности и права, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева», 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49, E-mail: ntryastsina@rgau-msha.ru
Джикия М. К. ассистент кафедры статистики и эконометрики, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева», 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49, E-mail: horuzhiy@list.ru, ORCID: 0000-0001-8600-013X
Трясцин Н. А. аспирант кафедры бухгалтерского учета, финансов и налогообложения, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева», 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49, E-mail: nikitaantonio@mail.ru
Чернышев А. С. аспирант кафедры экономической безопасности и права, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева», 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49, E-mail: aleksey-chernyshev.wrk@yandex.ru

Статья посвящена вопросам формирования методических подходов к анализу маркетинговой деятельности компаний АПК. Предложена концепция маркетинговой стратегии компании, этапы и приемы проведения маркетингового анализа. На основе проведенного маркетингового анализа АО «Карат» предложена маркетинговая стратегия, позволяющая добиться конкурентных преимуществ в маркетинге. Полученные результаты могут быть использованы для формирования маркетинговой стратегии, для принятия управленческих решений и обоснования бизнес-планов.

Литература:

1. О стратегическом планировании в РФ: Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ (в ред. от 17.02.2023 №28-ФЗ) // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 22.06.2024).

2. О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента РФ от 07.05.2024 г. №309 // Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 22.06.2024).

3. Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2022 №2567-р (ред. от 23.11.2023) // Консультант Плюс. Режим доступа: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426435/ (дата обращения 25.06.2024г).

4. Morgan, N.A., Whitler, K.A., Feng, H. et al. Research in marketing strategy. J. of the Acad. Mark. Sci. 47. 2019. PP. 4-29.

5. Михайлова, В.М. Классификация маркетинговых стратегий предприятия в цифровой среде / В.М. Михайлова, Д.Д. Ющук // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №8. С. 142–148.

6. Пашаева, З.С. Разработка современной маркетинговой стратегии организации / З.С. Пашаева, Р.Е. Касумян // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2023. №5 (132). С. 80–82.

7. Трясцина, Н.Ю. Стратегический анализ в обеспечении экономической безопасности: учебное пособие / Н.Ю. Трясцина. М.: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2019. 155 с.

8. Хоружий, Л.И. Оценка инвестиционной привлекательности компаний АПК на основе ESG-факторов / Л.И. Хоружий, Н.А. Трясцин, М.К. Джикия, Н.Ю. Трясцина // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2024. №2. С. 189–202.

9. Хоружий, Л.И. Аналитические инструменты управления устойчивым развитием в молочном скотоводстве / Л.И. Хоружий, Н.Ю. Трясцина, М.К. Джикия, Н.А. Трясцин // Бухучет в сельском хозяйстве, 2023. №9. С. 550-559.

10. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 22.06.2024).

1. On strategic planning in the Russian Federation: Federal Law dated June 28, 2014 №172FZ (as amended on February 17, 2023 №28-FZ) // ConsultantPlus. Access mode: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (access date: 06/22/2024).

2. On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030 and for the future until 2036: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2024 No. 309 // Consultant Plus. Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (date of access: 06.22.2024).

3. On approval of the Strategy for the development of the agro-industrial and fishery complexes of the Russian Federation for the period until 2030: Order of the Government of the Russian Federation dated 09/08/2022 №2567-r (as amended on 11/23/2023) // Consultant Plus. Access mode: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_426435/ (access date 06.25.2024).

4. Morgan, N.A., Whitler, K.A., Feng, H. et al. Research in marketing strategy. J. of the Acad. Mark. Sci. 47. 2019. PP. 4-29.

5. Mikhailova, V.M. Classification of enterprise marketing strategies in a digital environment / V.M. Mikhailova, D.D. Yushchuk // Economics and business: theory and practice. 2021. No. 8. pp. 142–148.

6. Pashaeva, Z.S. Development of a modern marketing strategy for an organization / Z.S. Pashaeva, R.E. Kasumyan // Humanitarian and socio-economic sciences. 2023. No. 5 (132). pp. 80–82.

7. Tryastina, N.Yu. Strategic analysis in ensuring economic security: textbook / N.Yu. Quagmire. M.: RGAU-MSHA named after K.A. Timiryazev, 2019. 155 p.

8. Khoruzhy, L.I. Assessing the investment attractiveness of agricultural companies based on ESG factors / L.I. Khoruzhy, N.A. Tryastsin, M.K. Dzhikia, N.Yu. Tryastina // News of the Timiryazev Agricultural Academy. 2024. No. 2. P. 189–202.

9. Khoruzhy, L.I. Analytical tools for managing sustainable development in dairy cattle breeding / L.I. Khoruzhy, N.Yu. Tryastina, M.K. Dzhikia, N.A. Tryastsin // Accounting in agriculture, 2023. No. 9. pp. 550-559.

10. Federal State Statistics Service of the Russian Federation [Electronic resource]. — Access mode: https://rosstat.gov.ru (access date 06/22/2024).

Дальнейшее развитие высокопроизводительного экспортно ориентированного агропромышленного комплекса невозможно без формирования эффективной маркетинговой стратегии, позволяющей реализовать конкурентные преимущества агрокомпании и завоевать устойчивые позиции на рынке. Правильная маркетинговая стратегия позволяет агрокомпаниям эффективно продвигать свою продукцию, находить новые каналы сбыта и завоевывать доверие потребителей [5].

Основная задача АПК направлена на формирование устойчивого роста отрасли на 3% ежегодно [3].

В современных реалиях внешнеторговых ограничений и роста логистических расходов принятие обоснованных решений в агробизнесе в большой степени зависит от качества аналитического обеспечения стратегического управления отрасли [8].

В этой связи необходимо совершенствование инструментария маркетингового анализа факторов внешней и внутренней среды, влияющих на показатели реализации продукции АПК и позволяющих формировать стратегии развития компаний.

Цель исследования: развитие методических подходов к анализу маркетинговой деятельности компаний АПК, апробация методики на конкретной компании молочной промышленности.

Задачи исследования: рассмотрение методических подходов к маркетинговому анализу, классификация источников информации для анализа, предложение методики маркетингового анализа, выполнение анализа маркетинговой деятельности компании АПК, разработка предложений по выбору стратегии маркетинга.

Объектом исследования является методический инструментарий маркетингового анализа компаний АПК.

В процессе исследования использованы такие научные методы, как монографический, метод экспертных оценок, SWOT-анализ, анализ 5 сил Портера, РЕST-анализ, матрица БКГ.

В числе действенных инструментов поддержания и развития инфраструктуры «агрорынка» следует рассматривать маркетинг [4, 6]. Маркетинговый анализ компании АПК можно представить как процесс исследования зависимостей и факторов, влияющих на хозяйственную деятельность, способствующий принятию управленческих решений в области маркетинга. На основе результатов маркетингового анализа целесообразно формировать маркетинговую стратегию хозяйствующего субъекта.

Для Цитирования:
Трясцина Н. Ю., Джикия М. К., Трясцин Н. А., Чернышев А. С., Маркетинговый анализ в формировании стратегии развития компаний АПК. Бухучет в сельском хозяйстве. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: